АЛТАРЬ
Алтарь – жертвенник, призванный через жертвоприношение донести до божества человеческие мольбы. Само слово «алтарь» с латыни переводится как «высокий жертвенник», из чего следует, что алтари ставились на возвышенностях, дабы приблизить их к божеству. Богослов Н. И. Троицкий писал: «Известно, что народы древности любили ставить жертвенники, а потом и храмы на возвышенных местах, приближая их и себя к небу, к богам-небожителям, даже самые храмы уподобляли горам. А если для сего не было горы и даже небольшой природной возвышенности, то, по крайней мере, для жертвенника делалось искусственное, более или менее значительное возвышение в виде холма-кургана. Поэтому у греков в древнейшую эпоху жертвенник назывался «вомос», т. е. земляная насыпь». О возведении алтарей на возвышенностях говорит и Библия: Ной поставил жертвенник на вершине горы, где остановился ковчег; Авраам принес в жертву Исаака на горе Мориа; Иисус Навин и Давид ставили скинии на горах; храм Соломона был возведен на горе Сион; первая христианская евхаристия совершилась в горнице на Сионе – и Крестную Жертву Сам Спаситель совершил на Голгофском холме.
В христианском культе, заменившем фактическое жертвоприношение символическим, алтарь – прямоугольный стол, на котором происходит превращение хлеба и вина «в плоть и кровь Христовы» (в православной традиции этот стол называется престолом, тогда как алтарь – часть храма, доступная лишь священнослужителям.
Алтарь как символ – составная часть более общего, более «возвышенного» символа, каковым является храм. По толкованию Максима Исповедника и патриарха Софрония Иерусалимского, «храм есть образ мысленного и чувственного мира – человека духовного и телесного. Алтарь есть символ первого, средняя часть (храма. – К.К.) – символ второго. В то же время обе эти части составляют нераздельное единство, причем первая просвещает и питает вторую и последняя таким образом становится чувственным выражением первой… При таком их соотношении восстанавливается нарушенный грехопадением порядок вселенной». Симеон Солунский писал, что «притвор соответствует земле, церковь – небу, а святейший алтарь тому, что выше неба».
Символическое значение имеет и алтарная преграда, которую святые отцы уподобляют границе двух миров, божественного и человеческого, постоянного и преходящего. Тот же Симеон Солунский объяснял: «Столбики в иконостасе знаменуют… твердь, разделяющую духовное от чувственного. Посему поверх столбиков – космитис (перекладина) означает союз любви небесных и земных. Оттого и поверх космита, посередине между святыми иконами, изображаются Спаситель и Божия Матерь, что означает, что они и на небе, и с людьми пребывают».
Поскольку, как утверждали еще древние христианские литургисты, храм есть образ мира, то каждая его сторона должна соответствовать одной из четырех сторон света – и иметь определенное символическое значение. Восточная сторона, где помещается алтарь, есть область света, «страна живых», обитель райского блаженства. Тем самым алтарь становится символом Царства Божия, иначе – рая. Считается, что святой алтарный престол есть метафизическое присутствие в каждом храме гроба Спасителя; отсюда алтарное пространство означает собою грот, то есть погребальную пещеру Иисуса Христа.
Второе «церковное» значение алтаря – горница, где происходила Тайная Вечеря. Историк церкви И. М. Каманин писал: «Алтарь по причине совершаемого в нем таинства евхаристии как бы повторяет собой ту горницу, где состоялась Тайная Вечеря…»
В мифах африканского народа ибо Шуку – создатель вселенной живет в уединении на «небе», похожем на философское понятие бесконечности. Он поручил исполнительные функции божествам второстепенного значения. Посвященные ему алтари встречаются редко, их имеют привилегированные вожди племен. Они представляют собой вилообразные столбы, поддерживающие сосуд с живой водой, где, как полагают, копошится бесчисленное количество магических живых организмов. Такой алтарь называют обычно священным деревом. Однако это не «дендролатрия», т. к. в этом случае дерево той или иной породы, которому отдаются почести, остается лишь обиталищем укрывшейся в нем сверхъестественной силы.
В крестьянских обществах (Гана, Берег Слоновой Кости) исключительное значение придается культам хтонической матери. Их центральным символом является питон себа. Еще недавно все деревни бауле имели алтари-укрытия, называемые ассие-бону (Ассие – богиня земли). Они стояли на перекрестках дорог, ведущих к полям ямса. Туда каждый день доставляли подношения, там совершали возлияния пальмового вина.
Алтари Ассие расположены преимущественно на перекрестках дорог и, как правило, вне населенных пунктов. Обычно алтарь Ассие представляет собой небольшое сооружение; его наклонная крыша покрыта пальмовыми листьями и держится на четырех столбиках. Внутри, на маленьком холмике земли, стоят глиняный сосуд, воду в котором часто меняют, и изображение женщины, грубо вылепленное из глины (в качестве цементирующего раствора в нее добавляют коровий навоз). Статуэтку иногда раскрашивают белым каолином, красной охрой и т.д.
Сейчас в силу тенденции к упрощению во многих алтарях Ассие женские фигурки отсутствуют, и только горстка земли отмечает священный микрокосм. В других местах размеры статуэтки по каким-то причинам уменьшены в сравнении с другими находящимися здесь же изображениями, среди которых особое место отводится мужскому символу – животному, похожему на шимпанзе.
Крокодил и змея – основные символы, находящиеся в алтарях, посвященных Ассие. Почти гигантских размеров достигает иногда изображение змеи – обязательного элемента символов Ассие. Эта змея должна напоминать большого питона себу. Присутствие змеи в храмах хтонических божеств отмечалось уже в древние времена. В психоаналитической литературе часто неправильно толкуют изображение змеи как сексуальный символ; как нам кажется, отводить змее роль фаллоса нужно с большой осторожностью. Однако коль речь идет об алтарях Ассие, то такая интерпретация представляется закономерной. Земля остается единственным материалом, из которого можно строить жертвенник Ассие. Это условие соблюдается неукоснительно: огромное число предметов для литургии бауле изготавливают из дерева, но деревянных фигурок Ассие не делают никогда.
Конические алтари, посвященные второстепенным местным богам-покровителям или обожествленным культурным героям: Тангба (лоби), Сан (бирифор), Хумпа (дьян). Кулотиоло – первосоздатель, верховное божество африканского народа сенуфо имеет право на посвященный ему алтарь конической формы, сделанный из глины. Он поставлен в центр «мира первых времен» (рядом с поселком, а иногда и внутри него и окружен высоким забором, чтобы туда не проникали нежелательные лица). Это – пуп небес, основа всей органической жизни. Этот алтарь – единственный намек на существование бога-создателя небесного происхождения.
Согласно мифам африканского народа сенуфо первый акт жертвоприношения совершили дети. Они завели обычай выливать кровь убитого ими животного на камень (первый алтарь), уверенные в том, что это оказывает искупительное действие.
С древних времен алтари и люди освящались окроплением кровью. Теперь окропляются соленой водой.
Вообще, в традиционной африканской мистической мысли сочетание «жизненная сила – камень» встречается довольно часто. Силы, накопленные в минерале, происходят или от чисто божественной энергии, или же от нетленных, перевоплощенных элементов умерших предков, во всяком случае когда это касается «душ». Согласно мифам африканского народа бете, в ходе постепенного построения космического порядка при сотворении мира вся творческая и динамическая энергия верховного бога-создателя Лаго проявилась через двух его детей-близнецов – Тапе и Дигбе. Сфера деятельности Тапе охватывает небо и все небесные явления, а Дигбе – землю, воспринимаемую как «трон», материальную основу существования. Солнце, Луна, все небесные светила, атмосферные явления, понятие времени, времени года, плодовитость животных и людей, плодородие полей, воплощенное в дожде, гром, воспринимаемый как голос небесного владыки, - все это относится к области деятельности Тапе. Плодотворная сила, исходящая от Тапе, может различными путями проникать в земные пласты. Она часто концентрируется в больших камнях; тогда их провозглашают священными, им делают жертвенные возлияния и ритуальные подношения.
Алтари Друидов были воздвигнуты из неотесанных камней. Как передвигались эти огромные глыбы, до сих пор удовлетворительно не объяснено. Наиболее знаменитым алтарем Друидов являются огромные кольца камней в Стоухендже, на юго-западе Англии. Это сооружение, сделанное на основе астрономических знаний, все еще стоит.
Видеть во сне алтарь – необходимость принести жертву, другие обстоятельства сна должны подсказать в виде чего она должна быть принесена или ради чего.