АЛХИМИК
Алхимик - так называют тех, кто первоначально занимался поисками скрытого в материи духа. Это были Розенкрейцеры средневековья. Их тайны включали в себя трансмутацию грубого в тонкое, или животного сознания в человеческое и в конце концов, в духовное.
АЛХИМИЯ
Алхимия - Химия Природы. Современная химия также соотносится с алхимией, как Астрономия с Астрологией. Алхимическими свойствами были Сульфур, Меркурий и Соль, они соотносились с тремя великими разделами эволюции - космическим, человеческим и земным. Алхимики справедливо полагали, что существует один универсальный растворитель, и их учение подобно учению современных теософов, в котором утверждается, что есть лишь Одна Жизнь и что мы вечно омываемы этой жизнью.
Нравственный герметизм, составляющий астральную аналогию алхимии физического плана, и физическая алхимия суть частные виды общей задачи, известной под названием Великого делания и символизируемой Старшим Арканом Таро Солнце.
Эта задача может быть сформулирована как процесс превращения самого грубого состояния некоторой серы в наитончайшее – без выхода из рамок среды, т. е. без изменения принадлежности объекта превращения к тому или другому плану.
Так, в алхимии занимаются Великим деланием превращения неблагородных металлов или даже, если хотите, каких угодно материальных отбросов в наиблагороднейший металл – золото.
В нравственном герметизме задаются целью переделать загрязненного, несовершенного в этическом отношении человека в другое существо, не теряющее качества воплощенной человеческой сущности, но обладающее синтезом эволютивных свойств человеческой души.
Превращение этого типа основано на принципе унитарных теорий по отношению к среде, служащей объектом превращений. Если мусор можно преобразовать в золото, то это потому, что все тела материальной природы представляют собой различного типа сгущения единой, односоставной материи.
И дурной и совершенный человек имеют одинаковый элементарный состав, но группировка их астральных элементов различается до бесконечности. В совершенном человеке в порядке все, что спутано в совершенном.
В 1640-х годах из золота, добытого алхимическим путем, были отлиты монеты для датского короля Кристиана IV. Другие монархи тоже отливали деньги и медали из этого материала. В 1675 году в присутствии императора Леопольда I алхимик превратил в золото медь и олово, а через два года этот же адепт превратил в золото серебряный медальон. В 1888 году этот медальон был подвергнут анализу, который выявил необычную силу тяжести этого металла, значение ее находилось между золотом и серебром.
Высшей целью алхимии являлось изготовление философского камня, который, по их представлениям, обладал властью все превращать в золото. Ж.В. Хельмонт, химик XVII века, а также изобретатель термина «газ», описал этот камень в своей книге «О жизни вечной». «Я не раз видел и держал в руках Камень Философов: по цвету он похож на шафрановый порошок, только тяжелый и блестящий, как размельченное стекло. Для определенного дела мне была дана четвертая часть зерна, составляющая шестисотую часть унции. Завернув его в бумагу, я положил его на девять унций ртути, которые нагревались на атанаре, и тут же ртуть, издав слабый звук, превратилась в желтую массу. Расплавив ее на сильном огне, я обнаружил восемь унций без одиннадцати зерен чистейшего золота».
В отличие от ван Хельмонта Гельвеций, признанный авторитет в области медицины, скептически относился к алхимии. В 1666 году Гельвеция посетил незнакомец, показавший ему три кусочка камня, «каждый размером с небольшой грецкий орех, прозрачный, бледно-серого цвета». После долгих уговоров незнакомец согласился дать Гельвецию кусочек этого материала. Когда Гельвеций пожаловался, что тот слишком мал, незнакомец разрезал его надвое и отдал половину. После ухода незнакомца Гельвеций обернул камень в воск и разогрел его на атанаре с пол-унцией свинца. Он сомневался, что из этого может что-нибудь получится, однако через четверть часа свинец превратился в золото, высокое качество которого было подтверждено анализом.
Алхимики говорят, что камень существует повсюду в природе, однако считается бесполезным. Он состоит из животного, растения и минерала; он обладает телом, душой и духом; плоть и кровь его растут и увеличиваются; он создан из пламени и воды. Это камень и не камень, его знают все и никто, им пренебрегают и в то же время он невообразимо ценен, он исходит от Бога и не от Бога.
Указания по его изготовлению зашифрованы самыми разнообразными символическими кодами. «Свяжи раба дважды и заточи его трижды», - говорится в книге, приписываемой алхимику и астрологу XIII века Арнольду из Виллановы. «Облачи его в белейшее полотно, а если он непослушен, снова заключи его в темницу. Заставь его признаться. На третью ночь дай ему белую жену. И он оплодотворит ее. И она даст жизнь тридцати сыновьям, которые превзойдут своего родоначальника». Алхимик-розенкрейцер Михаил Майер, умерший в 1622 году, говорил: «От мужчины и женщины сделай круг, потом квадрат, потом треугольник и снова круг, и ты получишь Философский Камень».
Философский Камень не только превращает металлы в золото. Он также совершает духовное преобразование человека из состояния земной нечистоты в небеснео совершенство. Некоторые алхимики никогда даже не приближались к лаборатории и осмеивали попытки изготовить золото с целью обогащения, но многие из тех, кто с надеждой трудился над печами и атанарами, полагали, что Камень может быть добыт только теми, кто достиг глубокого понимания сокровенных тайн Вселенной. Эти тайны не могут быть выражены простым языком, и не только потому, что их обладателями станут недостойные. Они могут быть переданы только путем символов и аллегорий, а полный объем их смысла может быть уловлен лишь благодаря мистическому переживанию.
Алхимия, как и все магические искусства, основана на предположении, что Вселенная представляет собой единство. Основа единства и порядка была обнаружена алхимиками в веществе, называемом первоматерия, в веществе, которое остается неизменным при всем разнообразии. Первоматерия не является материей в точном смысле этого слова, она является ее возможностью. Первоматерия может быть описана лишь в противоречивых терминах. Она не обладает ни свойствами, ни качеством, и в то же время имеет все качества и свойства, так как содержит в себе возможность всего, что находится в ней в летентном состоянии. Первоматерия – это то, что остается от предмета, когда он лиешн всех характеристик.
Вплоть до XVIII века, а то и позже, алхимики считали, что объект может быть лишен своих свойств и низведен до первоматерии, к которой затем можно прибавить другие, лучшие свойства. Они базировались на арспространенной тогда теории материи, развитой Платоном, Аристотелем и дополненной позднейшими философами, - теории четырех элементов. Согласно этой теории, не подвергавшейся сомнениям вплоть до XVII века (когда на нее обрушился с критикой Роберт Бойль), Вселенная создана Богом или менее значительным сверхъестественным существом из первоматерии, которая была им создана или обанружена. После чего первоматерия была оформлена и одухотворена. Четыре элемента – огонь, воздух, земля и вода – были получены из нее первыми. Каждый из этих элементов содержит два из четырех основных свойств, существующих во всех вещах – жар, холод, мокрость и сухость. Огонь жарок и сух, воздух жарок и влажен, вода холодна и мокра, земля холодна и суха. Все создано из этих четырех элементов, и различия между предметами и материалами объясняются разницей в пропорциях, в которых эти элементы сочетаются в них.
Если один из элементов нарушить, он превращается в другой элемент. Если горячий и сухой огонь теряет свой жар, он становится холодным и сухим и превращается в землю (золу). Когда холодная и мокрая вода нагревается, она становится горячей и мокрой и превращается в воздух (испаряясь).
Эта теория важна для алхимии, поскольку допускает возможность трансмутации. Золото – это соединение четырех элементов в определенной пропорции. Другие материалы являются соединением тех же элементов, но в немного других пропорциях. Изменяя пропорции в этих соединениях, нагревая или охлаждая, высушивая или увлажняя, можно другие металлы превратить в золото.
Современные оккультисты в целом согласны с теорией четырех элементов. “Современные исследования подтверждают старые представления о том, что Вселенная была создана из четырх элементов – огня, воздуха, воды и земли и именно в этом порядке; каждый из этих элементов возникал из своего предшественника и по очереди одухотворялся Словом, вдунутым в них в момент Творения”. Но с точки зрения современного оккультизма, четыре элемента представляют собой четыре формы существования энергии. Огонь символизирует электричество, воздух – газообразное состояние, вода – жидкость, а земля – твердое тело. Все объекты существуют в форме одного из этих состояний или соединения их, и одно состояние может быть изменено в другое.
Существовало мнение, что менее ценные или “исходные” металлы являются недостатками Природы. Природа всегда стремится к совершенству, пытаясь создать наилучший металл – золото, наименее подверженный порче и коррозии. Но природные процессы часто сбиваются, и в результате получаются другие, несовершенные металлы. Когда алхимик пытается превратить исходный металл в золото, он полагает, что высвобождает этот металл от примесей и переводит его в более высокое состояние. Золото алхимика должно быть истинным золотом, и процессы его изготовления копируют те, с помощью которых золото создается в земле.
Алхимики считают, что, работая с металлами, они работают с жизнью. Они не проводят резкого различия между одушевленным и неодушевленным. По их представлениям, все, включая людей и животных, состоит из одних и тех же четырех элементов и является живым (или, как это объясняют современные оккультисты, все содержит энергию). Металлы растут в чреве земли точно так же, как ребенок растет во чреве матери. В немецком справочнике по металлам и горнодобывающему делу, написанном в 1505 году, говорится: “Когда в руде присутствует ртуть и сера, сера ведет себя как мужское семя, а ртуть как женское в зачатии и рождении ребенка”. (Кавендиш)
Параллель между существованием металла и жизнью человека прослеживается во всей алхимии. Это отражает магический принцип, согласно которому все создано по образу человека. Первым важным шагом в работе алхимика является сведение исходного металла к первоматерии. Оно заключается в “убийстве” внешней формы металла и в высвобождении искры жизни, заключеной в ней, точно так же как после смерти душа человека высвобождается из тела. Затем искра жизни соединяется с первоматерией для зарождения “эмбриона” металла, который будет обладать естественным стремлением стать золотом, так как Природа жаждет совершенства. Подкармливаемый должным образом, эмбрион будет расти и наконец родится в атанаре алхимика как совершенное золото, Камень. (Кавендиш)
Алхимики различают “тело” вещества – его негорячую часть, и “дух” – его горячую летучую составную. Когда дерево “убивается” посредством сжигания, образуется дым и пепел. Пепел – мертвое тело дерева, дым, поднимающийся к небу, - его дух или искра жизни.