АМУЛЕТ (ТАЛИСМАН)
Словарь Брокгауза и Эфрона толкует слово «амулет» как «вещицу, снабженную известными фигурами, знаками лил надписью, например камень, металл и т. д.; его носят обыкновенно на шее для предохранения от болезней, чар, ран и других несчастий».
Плиний Старший, который первым употребил этот термин, понимал его как средство против яда. Однако традиция амулетов восходит к гораздо более ранним временам: в частности, амулеты были известны уже древним египтянам. У древних иудеев, несмотря на строгий запрет, содержащийся в Ветхом Завете, также встречается использование амулетов – вспомним хотя бы серьги, которые Иаков отнимает у женщин: «И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема» (Быт 35:4). У греков амулеты, которые назывались «филактерион», надевались на шею ребенку тотчас после рождения, дабы защитить новорожденного от болезней и злых духов.
В современном понимании амулетом может служить любой предмет, либо полученный от колдуна и обладающий поэтому магическими защитными свойствами, либо приобретший таковые свойства благодаря совпадению и «ментальному совмещению» причины и следствия («счастливая карта», «счастливая рубашка» и пр.). (Королев)
Чтобы защитить себя от бесовских и колдовских козней, люди издавна используют обширный набор оберегов. Для защиты внутреннего пространства дома от колдунов над входной дверью вешают перевернутую икону или металлический крест. С той же целью в дверной косяк втыкают нож или шило, а под порогом прячут точильный брусок. Сталь отпугивает всякие темные намерения, а точильный брусок «еще сильнее стали». Красивую девушку защищает от порчи булавка или иголка без ушка, воткнутая в ее одежду изнутри. Ножницы или спички могут защитить грудного ребенка от сглаза. Детишек побольше матери защищают от злого наговора, посыпая макушки солью.
У охотников коми нередко можно увидеть на ремне маленький второй нож, который они носят исключительно для «магической самозащиты». Да и обычный нож может послужить при нужде хорошим «оберегом». Щучий зуб тоже прекрасно сгодится для обороны.
Главными же амулетами пермского человека являются нательный крест (перна) и личный пояс. Значение личного пояса велико и для обыкновенных людей и для «знающих». Убить пермского колдуна можно, только если разрубить его пояс, иначе он останется неуязвим.
Так, например, по легенде сысольский колдун Шыпича был захвачен врасплох у себя дома приезжими новгородцами, которые его ненавидели и боялись. В результате коварного предательства слуг Шыпича потерял свою магическую силу, и новгородцы стали мучить его и рубить саблями. Тун испытывал страшные мучения, но умереть никак не мог. В конце концов он попросил своих врагов разрубить на нем пояс. Только после этого новгородцы сумели убить пермского мага.
Точное назначение древнеегипетских амулетов в большинстве случаев узнать не удается, поскольку оно зависело от заклинаний, которые произносились над амулетом.
Планетный талисман. Планетные металлы служат материалом для изготовления планетных талисманов и пантаклей. Талисманы играют роль конденсаторов планетной энергии, уже имеющейся у субъекта. Поэтому субъекту, почти лишенному, скажем, воияния Юпитера, было бы нелепо носить талисман этой планеты.
Пантакли, в противоположность талисманам, по способу их освящения магнетезируются флюидами соответствующих им планет, а потому искусственным образом могут создать связь с эгрегорическими элементами планет.
Лицевая сторона обыкновенных магических планетных талисманов должна носить изображение знака микрокосма (пентаграммы), а под ним: для Сатурна – коса, для Юпитера – корона, для Марса – меч, для Солнца – круг, для Венеры – G, для Меркурия – крылатый кадуцей и для Луны – растущий полумесяц.
Оборотная сторона талисмана снабжена знаком макрокосма (Соломонова звезда) и для Сатурна – козлиная или бычья голова, для Юпитера – орлиная голова, для Марса – львиная голова, для Солнца – человек, для Венеры – голубь, для Меркурия – собачья голова и для Луны – чаша.