А

 

АНХ  (см. КРЕСТ)

b_300_200_16777215_00_images_stories_slovnik_anh.jpgВоссуществовав, Птах решил сотворить мир и богов. Сперва он создал их Ка и знак жизни «анх» (Этот иероглиф, означающий «жизнь» был чрезвычайно популярен; даже в христианскую эпоху он фигурировал наряду с христианским крестом. Сам по себе иероглиф изображает завязку для сандалии, но он является «звуковым» - передающим не понятие, а сочетание трех согласных «анх» («а» - только условная русская передача соответствующего египетского согласного), - затем творческую силу будущих небожителей, дабы они, родившись, сразу же обрели могущество и помогли Птаху в его творчестве.

АПОКАЛИПСИС

b_300_200_16777215_00_images_stories_slovnik_apokalipsis.jpg«Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис», - одна из самых ранних книг в Новом завете. Она написана около 68 г. н.э. каким-то малоизвестным евреем-христианином, который, очевидно, хорошо знал теологическую литературу и астрологию. Основная тема Апокалипсиса – пророчества близкого конца света и наступления сначала царства сатаны, а затем царствия небесного на Земле. Пророчества этих событий излагаются в форме фантастических видений, которые якобы явились автору на острове Патмос, куда он был сослан за исповедование христианства. Книга написана по своеобразной числовой схеме; в ее основу автор положил священные в дервности числа 7 и 12 и их составляющие 3 и 4, используемые в различных комбинациях: 7 печатей на Господней книге, 7 ангелов с трубами, 7 ангелов с чашами бедствий, 24 старца, 4 диковинных зверя, окружающих Божий престол и т. д.

АПОКРИФЫ

b_300_200_16777215_00_images_stories_slovnik_apokrifas.jpgК числу апокрифических книг относятся Книга Еноха, последующие Книги Ездры, Вознесение Моисея, Книга Юбилеев и Деяния и Евангелие от Фомы.

АРТУР

b_300_200_16777215_00_images_stories_slovnik_artur.jpgСреди духовных символов каждого народа особое место занимает образ идеального правителя – рыцаря без страха и упрека, благородного сюзерена, милосердного к подданным и беспощадного к врагам. При этом реальный человек, превращаясь в символ, идеализируется, - будь то Александр Македонский или Фридрих Барбаросса. Наиболее известной персонификацией данного символа (во всяком случае, в рамках евроатлантической цивилизации), безусловно, является король Артур.
В британской традиции Артур признается образцом совершенства, «королем былого и грядущего»; через последнее определение возникает тема идеального правителя как связующего звена между прошлым и будущим. Артур-символ толкуется как олицетворение «истинной Британии» (именно такую трактовку образ Артура получает все чаще в современной художественной литературе). Его пребывание на острове вечной юности Авалоне, куда смертельно раненого короля отвезла фея Моргана, есть инициация, приобщение к тайнам мироздания, познав которые, он в час нужды поспешит на помощь своему народу.
С образом идеального правителя, этой «инсталляцией образа прошлого», тесно связаны предания о спящих под курганом витязях древности, которые, когда из призовет беда, пробудятся и поспешат на выручку своим соотечественникам.
Из книги Дженнингса «Розенкрейцеры. Их обряды и тайны». Согласно фольклорно-исторической традиции, Артур взошел на британский престол в 516 г. и вскоре после коронования учредил рыцарский орден Круглого стола. Из множества рыцарей, стекавшихся в Каэрлеон, столицу артуровской Британии, король отобрал 24 рыцаря – знатнейших, храбрейших и превосходящих остальных добродетелями. По легенде, каждый из избранных был столь велик в благородстве, доблести и силе, что никто из них не мог занимать более высокое, по сравнению с другими, место за столом. Поэтому было решено проводить собрания членов ордена за круглым столом – в этом случае все рыцари оказывались равными друг другу и ни у кого не могло возникнуть претензий. Впрочем, Томас Мэлори в «Смерти Артура» говорит, что и за Круглым столом рыцари «рассаживались по положению». У того же Мэлори, равно как и у других авторов «артурианы», приводятся иные сведения о численности ордена Круглого стола и о количестве мест за столом – от двадцати восьми до ста пятидесяти.
Двадцать пятым членом ордена был сам король, а двадцать шестое место за столом – так называемое «Гибельное сиденье» (Siege Perilous) – предназначалось, по Мэлори, который вкладывает эти слова в уста мага Мерлина, «для Избранника, достойнейшего из достойных», причем последний займет это место в день, «когда будет объявлена Великая Цель» (этот Избранник – Галахад, а Великая Цель – Святой Грааль).