Глоссарий

Аарти  (ар , арьянти  – восхвалять) – ритуал поклонения Божественному.
Аватар  (ава  – из, вниз; аватаран  – нисхождение) – воплощение, инкарнация.
Авьякта  (а  – отриц. частица не; вьякта  – проявленное) – не?проявленное, противоположность вьякты .
Адхи?йога  (адхи  – верхнее, высшее) – Высшая Йога.
Акаша  (а  – предлог к; каша  – видимое, проявленное) – пустота; эфир как один из элементов пространства; небо.
Ананда  (а  – предлог к; нанд  – радоваться, наслаждаться) – блаженство, счастье.
Анирвачанья  (а  – отрицат. частица не; вачанья  от вач  – слово, выражение) – невыразимое.
Антахкарана  (антар  – внутренний; карана  – орган чувства) – психика, ум. Ум в собирательном смысле, включая интеллект (буддхи ), эго (ахамкара ) и ум (манас ).
Анубхава  (ану – после; бхав  – случаться) – прямое восприятие, опыт, сознавание. Опыт, получаемый в конце действия, восприятия, чувства или мысли. В любом переживании единственный переживающий – «я». Следовательно, любая анубхава  ве дё т к основе «я» – «я есть».
Атма , Атман  (атм  – принадлежащий самому себе) – Высшее Я, индивидуальная душа. Атман  за пределом трёх гун Пракрита . Действует не атман , а только Пракрита .
Атма-бхакти  (атман  + бхакти  от бхадж  – поклоняться, преклоняться) – поклонение Высшему.
Атмарам  (атма  – я; рам , раман  – наслаждаться) – наслаждаться Я.
Ахимса  (а  – отриц. частица не; химса  – убийство, насилие) – ненасилие; непричинение вреда мыслью, словом и действием.
Брахма  (брх  – расти, увеличиваться) – Брахма  создаёт, увеличивает. Один из богов индуистской троицы: Брахма  – создатель, Вишну  – хранитель и Шива  – разрушитель.
Брахман  – Абсолют, Абсолютная Реальность, с её характеристиками – абсолютным существованием (сат ), абсолютным сознанием (чит ) и абсолютным блаженством (ананда ). Согласно Шанкарачарье, Брахман , Абсолют, имеет пять различных фаз: Хираньягарбха  – Космическое Я, Ишвара  – личный бог в форме Аватара , Джива  – индивидуальная душа, Пракрита  – бренная Природа и Шакти  – созидательная энергия.
Брахмасми  (Брахман  – Высшее; асми  – я есть, ас  – быть) – «я есть» (асми ) символизирует чистое осознание само?существования и, следовательно, выражение чистого сознания, или Пурушу . Когда это чистое сознание вовлекается в материю, чистое «я есть» превращается в «я есть то», «я такой?то и такой?то».
Брахмачарья  – воздержание, религиозное ученичество с сохранением целибата. Брахмачарья  в широком смысле подразумевает не только сексуальное воздержание, но и свободу от стремления к любым чувственным удовольствиям.
Буддхи  (бодхати  – различать, знать) – интеллект, отражение реального в уме. Буддхи  – это способность, позволяющая уму воспринимать объекты феноменального мира. Пока буддхи  функционирует посредством ума, невозможно познать чистое сознание (будх  – пробуждаться, наблюдать).
Бхаджан  (бхадж  – преклоняться) – практика поклонения, молитва.
Бхакти  – (бхадж  – преклоняться) – преданность, преклонение. Отсюда «бхакта» – преданный.
Бхога , бхог  (бхудж  – наслаждаться, переносить) – переживание мирских радостей и горестей. «Бхог» – тот, кто вовлечён в мирские радости и печали. «Бхога марга» – путь мирских стремлений – радостей и печалей.
Вайрагья  (ви  – без; рага  – желание) – отсутствие мирских желаний. Равнодушие к нереальному, преходящему. Отсюда полное отсутствие какого?либо интереса к объектам удовольствия.
Вивека  (ви  – прочь, без; века  – от корня вик  – просеивать, отделять, различать) – различение, правильное различение между истинным и ложным, реальным и нереальным. Вивека  – это выражение духовного сознания, скрытого за умом. Вивека  ведёт к вайрагье .
Вишну  – один из богов индуистской троицы – Брахма , Вишну , Шива .
Вьякта  (ви  – отдельно, без; акта  – пассивная частица) – проявленная материя, эволюционирующая Природа.
Вьякти  – личность, внешнее «я».
Вьяктитва  – личность, ограниченное самоотождествление с телом.
Гуны  – качества, атрибуты. В философии Самкхья три качества Космической Субстанции (Пракрита ) таковы: прояснение (саттва ), активизация (раджас ) и сдерживание (тамас ).
Гуру  – духовный учитель, наставник.
Деха  – физическое тело.
Деха-буддхи  – интеллект, который способствует отождествлению Я с физическим телом.
Джаграт-сушупти  (джагри  – быть пробужденным, внимательным, наблюдательным; сушупти  – сон) – пробужденный сон.
Джива , дживатман  (джив  – жить) – индивидуальная душа. Согласно Веданте, джива  возникает в результате ложного отождествления атмана с телом, чувствами и умом. Атман  + чувство делания = джива .
Джняна  (джня  – знать) – знание, особенно высшее знание, полученное в медитации. Джняни  – знающий. Джняна  – это реализация единства всех вещей в Брахмане .
Дигамбара  (диш , дик  – сторона света, направление неба; амбар  – одежды) – обнажённый, облачённый в стороны света.
Йог  – тот, кто практикует Йогу.
Йога  (йудж  – соединять) – одна из шести систем индуистской философии. Йога учит средствам, с помощью которых индивидуальный дух (дживатма ) может быть объединён с Универсальным Духом (Параматма ). Считается, что система Йоги была создана Патанджали.
Йога-вхрашта  – тот, кто выпал из высокого состояния Йоги.
Йога-кшетра  – поле Йоги, физическое тело в философском смысле (кшетра  – поле).
Йога-садхана  – духовная практика Йоги.
Кальпана  – воображение, фантазия.
Карана  – причина; начальная причина, неизменно предшествующая результату; непроявленная потенциальная причина, которая постепенно принимает форму видимого следствия; материальная причина вселенной. Карана  – это космическая энергия в потенциальной форме.
Карма  (карма  – делать, совершать) – действие, особенно ответное действие, хорошее или плохое. Карма  бывает трёх видов: санчита  (накопленная в предыдущих рождениях), прарабдха  (часть прошлой кармы , выделенная для работы над ней в этой жизни) и агами  (текущая карма, результаты которой проявятся в будущем).
Лила  – игра, забава; космос, воспринимаемый как божественная игра. Лила  не является Абсолютной истиной Брахмана . Это частичная истина, неотличимая от неистины. Например, лёд можно описать как воду и как пар. Оба утверждения верны только частично.
Мана , манас  (ман  – думать) – ум, понимание. Манас  – это способность мыслить, способность различать. В философии Ньяя манас  рассматривается как некая сущность, отличная от Атмана , души.
Манана  (ман  – думать) – медитация, размышление.
Мантра  (ман  – думать; тра  – агентивный суффикс) – заклинание, прославление, инструмент мысли, совершенные звуки, визуализируемые как буквы и произносимые как слоги. Мантра  – это группа слов, постоянное повторение которых даёт специфические результаты.
Марга  – путь.
Маха-вакья  (вак  – слово, звук, выражение; вакья  – речь, фраза, сказанное; Маха?вакья  – маха , великий, наивысший + вакья , фраза, произнесённое) – наивысшее сказанное. Четыре высказывания из Упанишад, выражающие наивысшие ведантические истины, известны как Махавакьи . Это Праджнянам Брахман  (сознание есть Брахман ), Ахам Брахмасми  (я есть Брахман ), Тат Твам аси  (То есть Ты) и Айам Атма Брахма  (Я есть Брахман ).
Махадакаша  (махат  – великий; акаша  – небо) – великое пространство существования, вселенная материи и энергии.
Маха-карта  (маха  – великий; карта  – деятель; кар  – делать) – великий деятель. Ум является великим деятелем, поскольку он всегда занят, всегда вовлечён во что?то.
Маха-майя  (маха  – великий; майя  – иллюзия) – Великая Иллюзия, Нереальность. Майя  – это иллюзорная сила, скрывающая Реальность. Природа майи  – обманывать. Майя  – это совокупность всех ментальных проекций,
Маха-мантра  – великое заклинание, (см. Мантра ).
Маха-мритью  – окончательная утрата иллюзий, великая смерть всего творения.
Маха-саттва  (маха  – великий; саттва  – бытие, гармоничное существование) – Высшая Гармония.
Маха-таттва  (маха  – великий; таттва  – реальность, истинная суть) – Великая Реальность, Высшее Сознание.
Мокша  (мук  – отпустить, освободить) – избавление, освобождение от мирского существования. Мукта  – освобождённый человек.
Мокша-санкальпа  (мокша  – освобождение; санкальпа  – намерение) – намерение освободиться от ложного.
Мумукшаттва  – правильное желание, которое представляет собой искреннюю устремлённость познать Абсолютную Основу и, таким образом, достичь освобождения. В Веданте считается одним из четырёх качеств ищущего Истину: правильное различение (вивека ), правильное бесстрастие (вайрагья ), правильное поведение (сат?сампат ) и правильное желание (мумукшатва ). Мумукшатва  – это интенсивная жажда свободы.
Нети-нети  – не это, не то; аналитический процесс постепенного отрицания всех имён и форм (нама?рупа ), из которых состоит мир, чтобы достичь вечного, Абсолютной Истины.
Нивритти  (нир  – без; вритти  от варт  – вращать, возвращать образ жизни) – освобождение от существования в мире, отказ.
Нирвана  (нис  – наружу; вана  – унесённый ветром, корень ва  – дуть) – окончательное растворение, угасание пламени жизни и, соответственно, освобождение от материи и воссоединение с Высшим Духом (Брахманом ). Нарвана  – ищущий Нирваны.
Нирвикальпа  (нир  – без; кальпа  – сомнения, мысли, фантазии) – свободный от формирования мыслей, без превращений ума.
Ниргуна  (нир  – без; гуна  – качество) – необусловленный, не имеющий качеств.
Нисарга  – естественный, присущий, природный.
Парабрахман  (пара  – вне; Брахман  – Абсолютная Реальность) – Высшая Реальность.
Парамакаша  (парам  – высшее, самое отдалённое, величайшее; акаша  – пустота) – великое пространство, безвременная и беспространственная Реальность. Отсюда Абсолютное Бытие.
Парамартха  (пара  – вне; артха  – цель, истинное знание) – высшая истина.
Правритти  (пра  – до; вритти  – стиль жизни) – продолжаемая активность, склонность к мирской жизни.
Праджня  (праджин  – мудрый; пра  – высокий; джня  – знать) – несамосознающее знание, познающее сознание, чистое осознание. Праджня  означает высшее сознание.
Пракрити  (пра  – перед, первый; пар  – делать) – Космическая Субстанция, изначальная беспричинная причина феноменального существования, бесформенная, бесконечная, неподвижная, вечная и всепроникающая. Другое название «Авьякта».
Пралайя  (пра – перед, первый; лайя  – угасание, исчезновение) – полное растворение, когда космос сливается с Непроявленным Абсолютом Высшей Реальности.
Прана  (пра  – перед; ана  – дыхание) – дыхание жизни, жизненная основа.
Прарабдха  (пра , прак  – до; абдхам , аддхи  – резервуар) – судьба; то, что начинается как «задуманное». Отсюда запас санчита кармы  (кармы прошлых жизней), который стал судьбой в настоящей жизни.
Премакаша  (прем  – любовь; акаша  – пространство, небо) – Брахман  в своём аспекте безграничной любви. Другое название Чидакаши , но с акцентом на любви, а не на знании. Любовь – это выражение Я через сердце. Премакаша  – это сердце + «я есть», то есть «я есть сердце».
Пуджа  (пу , пуяти , пута  – очищать) – поклонение, восхваление.
Пурна  – полный, завершённый, абсолютный, бесконечный – описания Брахмана .
Пуруша  – Космический Дух, вечная и эффективная причина вселенной, дающая видимость сознания всем проявлениям материи (пракрити ). Связанность Пуруши  в материи вызвана сознанием «я», рождённым Читта?вритти , откуда возникают бесчисленные желания.
Раджас  (ра(н)дж  – быть окрашенным, вовлечённым, взволнованным) – движущая сила, активность, энергия. Одна из трёх составляющих Космической Субстанции (саттва , раджас  и тамас ), без которой две другие не могут проявиться.
Сагуна  – проявленное состояние с тремя «гунами» – саттвой , раджасом  и тамасом . Высший Абсолют, представленный как имеющий качества, такие как любовь, сострадание и т.д., в отличие от Недифференцированного Абсолюта Адвайты Веданты.
Саданубхава  (сада  – всегда; анубхава  – переживание) – переживание Предвечной Реальности.
Садашива  (сада  – всегда; шива  – милосердный, процветающий) – вечная красота, всегда процветающий.
Садгуру  (сат  – истинное, трансцендентальное бытие; гуру  – учитель) – истинный духовный учитель.
Садхана  (садх  – идти прямо к цели, быть успешным) – практика, ведущая к успеху в «сиддхи».
Садху  (садх  – идти прямо к цели) – аскет.
Самадхи  (сам  – вместе; а  – предлог к; дхи  – соединять, положить вместе) – сверхсознательное состояние, глубокая медитация, транс, экзальтированная погруженность. Практика Йоги, в которой ищущий (садхака ) становится одним с объектом своей медитации (садхья ), обретая таким образом лишённое качеств блаженство. Самадхи  бывает пяти видов: савикальпа  – визуализация объекта чувств (обычно идеал или божество) в сфере дуальности, нирвикальпа  – вне сомнений, имён и форм, ниссанкальпа  – желания перестают приходить в форме «санкальпы», нирвриттик  – прекращаются даже невольные движения ума (вритти ), нирвасана –  останавливается даже инстинктивный подъём «васан».
Самвид  – осознание.
Самскара  (санс  – вместе; кара  – действие, соединять) – ментальный отпечаток, память. Другое название васана , остаточный отпечаток.
Сат  – трансцендентный аспект Абсолютной Основы в активном состоянии. Противоположность – «асат».
Сат-санг  (сат  – истинное, мудрое; санг  – объединение) – общение с истинными и мудрыми людьми.
Саттва  (сат  – бытие; тва  – абстрактное производное) – бытие, существование, истинная сущность. В Йоге – качество чистоты или гармонии. «Саттвичный» – чистый, истинный.
Саттванубхава  – переживание (анубхава ) подлинной гармонии вселенной (саттвы , бытия).
Сат-чит  (сат  – бытие; чит  – сознание) – трансцендентальное условие универсальной потенциальности.
Сатчитананда  (сат  – бытие; чит  – сознание; ананда  – блаженство) – Абсолютная Основа с тремя атрибутами в абсолютном совершенстве.
Сатьякама  (сатья  – истина, Брахман ; кама , камана  – желание) – тот, кто желает Высшую Истину.
Сатьям-Шивам-Сундарам  – истинный, хороший, красивый – сатьям  (сат  – истинный), шивам  (шива  – милостивый, процветающий), сундарам  (сундар  – красивый).
Сварга  – небесная область.
Сварупа  (сва  – свой собственный; рупа  – тонкий элемент формы) – своя собственная форма, природа, характер.
Сиддха  (садх  – идти прямо к цели, быть успешным) – реализованный, тот, кто достиг совершенства.
Смарана  – вспоминание, ментальное повторение.
Сохам  (со  – он; ахам  – я есть) – я есть Он.
Сутратма  (сутра  – нить, струна; атма  – душа) – взаимосвязь между всеми существами.
Тамас  – темнота, инерция, пассивность. Одна из трёх составляющих (гун ) Космической Субстанции (саттва , раджас , тамас ).
Тат?сат  (тат  – то; сат  – истина, Бытие, Реальность) – это есть Истина. «Ом Тат Сат» – это священная фраза, в которой Брахман  отождествляется с каждым из трёх слов.
Таттва  (тад , тат  – то; тва  – абстрактный суффикс, «таковость») – истинная сущность, Реальность.
Турия  (турия  – четвёртый) – сверхсознательное состояние самадхи , четвёртое состояние души, в котором она становится единой с Брахманом , высшее осознание.
Туриятита  (турия  + атита , вышедший за пределы) – за пределами высшего осознания.
Тьяга  – отказ. Тьяга  – это отказ от плодов любой работы, т.е. тьяги  должен совершать карму с непривязанностью и без ожидания результатов.
Упарати  (упа  – к, под, вниз; рати  – покой, отдых, от корня рам  – удовлетворять) – покой, отдых, терпение и отказ от всех сектантских ритуалов. В Веданте одно из шести требований (сат?сампат ): сама  – спокойствие, дама  – сдержанность, упарати  – терпение, титикша  – стойкость, сраддха  – вера и самадхана  – равновесие.
Четана  (чит  – воспринимать) – сознание, внутреннее пробуждение.
Чидакаша  (чит  – воспринимать; акаша  – пространство, небо) – Брахман  в его аспекте ограниченного знания, пространство осознания. Используется для обозначения сознания, как индивидуального, так и универсального.
Чидананда  (чит  – воспринимать; ананда  – радость) – Сознание?Блаженство, радость духа.
Чидарам  (чит  – воспринимать; рам  – наслаждаться) – радость сознания.
Чит  (чит  – воспринимать) – Универсальное Сознание.
Читта  (чит – воспринимать) – индивидуальное сознание. Читта  имеет природу сознания, которая нематериальна, но находится под влиянием материи. Её можно описать как продукт сознания и материи, или Пуруши  и Пракрити . Читта включает в себя все уровни ума, самым нижним из которых является манас .
Шива  – один из богов индуистской троицы: Брахма  – создатель, Вишну  – хранитель и Шива  – разрушитель. Шива  означает благосклонный, милостивый. Разрушение космоса богом Шивой  – это милостивый акт, поскольку разрушение предшествует творению. Шива  – это абсолютная любовь основы «я» в человеке. Как разрушитель, Он способствует полному уничтожению человеческого эго.
Шравана  – слушание писаний, акт слушания.