Все страдания порождаются желаниями

Major17Вопрос:  Я приехал издалека. У меня был некоторый опыт внутренних переживаний, и я хотел бы обменяться впечатлениями.
Махарадж:  Пожалуйста. Вы знаете, кто вы?
В:  Я знаю, что я не тело и не ум.
М:  Откуда вы это знаете?
В:  Я чувствую, что нахожусь не в теле. Кажется, что я повсюду, везде. Что касается ума, я могу его «включать» и «выключать». Это даёт мне ощущение, что я не являюсь умом.
М:  Когда вы чувствуете себя везде в мире, вы остаетесь отделённым от мира? Или вы и есть мир?
В:  И то, и это. Иногда я чувствую себя не умом или телом, а одним?единственным всевидящим оком. Когда я погружаюсь глубже в него, я обнаруживаю, что стал тем, что я вижу, тогда мир и я становимся одним.
М:  Очень хорошо. А какие?нибудь желания у вас остались?
В:  Да, они приходят, короткие и неглубокие.
М:  И что вы с ними делаете?
В:  А что я могу сделать? Они приходят и уходят. Я наблюдаю за ними. Иногда я замечаю, что мои тело и ум объединяются для их исполнения.
М:  Чьи желания исполняются?
В:  Они – часть мира, в котором я живу. Они подобны деревьям или облакам.
М:  Разве они не являются признаком несовершенства?
В:  Почему они должны им быть? Они такие, какие они есть, и я такой, какой я есть. Как может появление и исчезновение желаний повлиять на меня? Конечно, они влияют на форму и содержимое ума.
М:  Очень хорошо. Кем вы работаете?


В:  Я осуществляю надзор за условно осуждёнными.
М:  Что это значит?
В:  Несовершеннолетних преступников отпускают на испытательный срок, и существуют специальные служащие, чтобы следить за их поведением и помогать им пройти обучение и найти работу.
М:  Вы обязаны работать?
В:  Кто работает? Работа просто происходит.
М:  Вам нужно работать?
В:  Мне нужна работа, чтобы зарабатывать деньги. Она мне нравится, потому что благодаря ей я могу общаться с людьми.
М:  Зачем вам нужны люди?
В:  Они могут нуждаться во мне, это их судьбы направили меня на эту работу. В конце концов, это всего лишь одна жизнь.
М:  Как вы пришли к этому состоянию?
В:  Учение Шри Раманы Махарши указало мне путь. Затем я встретил некоего Дугласа Хардинга, который помог мне, показав, как нужно работать с «Кто я?».
М:  Это произошло внезапно или постепенно?
В:  Это случилось довольно внезапно. Будто вернувшееся воспоминание о чём?то давно забытом. Или как внезапная вспышка понимания. «Как просто, – сказал я себе. – Как просто. Я не то, чем себя считал! Я не воспринимаемое и не воспринимающий, я только восприятие».
М:  Даже не восприятие, а то, что делает всё это возможным.
В:  Что такое любовь?
М:  Когда нет чувства разделения и различия, это можно называть любовью.
В:  Почему так много напряжения в любви между мужчинами и женщинами?
М:  Потому что счастье в такой любви занимает очень важное место.
В:  Разве это так не во всякой любви?
М:  Необязательно. Любовь может приносить боль. Тогда вы называете её состраданием.
В:  Что такое счастье?
М:  Счастье – это гармония между внутренним и внешним. С другой стороны, самоотождествление с внешними причинами – это страдание.
В:  Как происходит самоотождествление?
М:  Я, по своей природе, знает только себя. Из?за отсутствия опыта, всё, что оно воспринимает, оно принимает за себя. Получив достаточно ударов, оно учится бдительности (вивека ) и одиночеству (вайрагья ). Когда правильное поведение (упарати ) становится нормой, сильное внутреннее побуждение (мукмукшутва ) заставляет его искать свой источник. Свеча тела зажжена, и всё становится ясным и ярким (атмапракаш ).
В:  Какова истинная причина страдания?
М:  Самоотождествление с ограниченным (вьяктитва ). Чувства как таковые, какими бы сильными они ни были, не являются причиной страдания. Это ум, сбитый с толку ложными представлениями, цепляющийся за мысль «я есть это, я есть то», боится потери, стремится к приобретению и страдает, когда не оправдываются его ожидания.
В:  Одному моему другу ночь за ночью снились ужасные кошмары. Мысль о том, что пора спать, была мукой. Ничто не могло ему помочь.
М:  Общество подлинных (сатсанг ) могло бы ему помочь.
В:  Сама жизнь – это кошмар.
М:  Истинная дружба (сатсанг ) – это наилучшее лекарство от всех бед, физических и ментальных.
В:  Обычно человек не может найти такую дружбу.
М:  Ищите внутри. Ваше Я – ваш лучший друг.
В:  Почему жизнь так полна противоречий?
М:  Это нужно, чтобы сломить гордость ума. Мы должны понять, насколько мы бедны и бессильны. Пока мы обманываем себя, воображая, чем мы являемся, что знаем, имеем или делаем, наше положение незавидно. Только в полном самоотречении есть шанс найти наше истинное бытие.
В:  Почему такое значение придаётся самоотречению?
М:  Такое же, как самореализации. Ложное «я» следует отбросить, тогда может быть найдено истинное Я.
В:  То «я», которое вы называете ложным, для меня мучительно реально. Это единственное «я», которое я знаю. То, что вы называете истинным Я, – просто концепция, манера говорить, создание разума, привлекательный призрак. Я признаю, что моё обычное «я» не отличается красотой, но это моё собственное и единственное «я». Вы говорите, что я есть, или имею, другое «Я». Вы видите его? Оно для вас реально, или вы хотите, чтобы я поверил в то, что вы сами не видите?
М:  Не спешите выносить суждения. Конкретное – не значит реальное, задуманное – не значит ложное. Восприятие, основанное на чувствах и упорядоченное памятью, требует воспринимающего, чью природу вы никогда не пытались исследовать. Уделите ей всё своё внимание, исследуйте её с любовной заботой, и вы обнаружите такие высоты и глубины бытия, которые вам, погруженному в свой ничтожный образ себя, и не снились.
В:  Я должен быть в правильном настроении, чтобы моё самоисследование принесло результаты.
М:  Вы должны быть серьёзным, полным решимости, по?настоящему заинтересованным. Вы должны быть доброжелательны к себе.
В:  Я достаточно эгоистичен.
М:  Недостаточно. Вы всё время разрушаете себя и своё, служа чужим богам, вредным и ложным. Будьте эгоистичным любыми средствами, но в правильном смысле. Желайте себе добра, работайте над тем, что для вас хорошо. Уничтожьте всё, что стоит между вами и счастьем. Будьте всем – любите всё – будьте счастливы – приносите счастье. Нет счастья более великого.
В:  Почему любовь приносит столько страданий?
М:  Все страдания порождаются желаниями. Настоящая любовь никогда не разочаровывает. Как чувство единства может приносить разочарование? Что может принести разочарование, так это желание выражения. Такое желание исходит из ума. Как и со всеми ментальными вещами, разочарование здесь неизбежно.
В:  Какое место занимает секс в любви?
М:  Любовь – это состояние бытия. Секс – это энергия. Любовь мудра, секс слеп. Если понять истинную природу любви и секса, то не будет ни конфликтов, ни недоразумений.
В:  Но вокруг столько секса без любви.
М:  Без любви всё является злом. Сама жизнь без любви – это зло.
В:  Что может помочь мне полюбить?
М:  Вы – сама любовь, когда вы не боитесь.

Перевод с аудиозаписей на маратхи Мориса Фридмана
Под редакцией Судхакара С. Дикшита