Ум

Major05Вопрос:  Существуют очень интересные книги, написанные достаточно компетентными людьми, в которых отрицается иллюзорность мира (но не его мимолётность). По их словам, есть иерархия существ от самых низших до самых высших. На каждом плане сложность организма предопределяет и отражает глубину, широту и интенсивность сознания без какой?либо явной или познаваемой точки высшего развития. На всех планах действует только один высший закон: эволюция форм для роста и расширения сознания и проявления его бесконечных возможностей.
Махарадж:  Может быть, это соответствует истине, а может, и нет. Даже если это верно, то только с позиции ума, но на самом деле вся вселенная (махадакаша ) существует только в сознании (чидакаша ), тогда как я пребываю в Абсолюте (парамакаша ). В чистом бытии возникает сознание, в сознании появляется и исчезает мир. Всё, что есть, – это я, всё, что есть, – моё. Прежде всех начал, после всех окончаний – я есть. Существование всего – во мне, в «я есть», которое сияет в каждом живом существе. Даже небытие немыслимо без меня. Что бы ни произошло, я должен быть там, чтобы наблюдать это.
В:  Почему вы отрицаете существование мира?
М:  Я не отрицаю мир. Я вижу, что он берёт начало в сознании, которое есть тотальность известного в бескрайности неизвестного.


Всё, что имеет начало и конец, – всего лишь видимость. Мир может привидеться, но не быть . Эта видимость может длиться очень долго по одной шкале времени или быть очень короткой по другой шкале, но по сути это одно и то же. Всё ограниченное временем мимолётно и не имеет реальности.
В:  Без сомнения, вы видите окружающий вас действительный мир. Ваше поведение кажется вполне нормальным!
М:  Так кажется вам. То, что у вас занимает всё поле сознания, для меня всего лишь крупинка. Мир длится, но лишь мгновение. Ваша память заставляет вас думать, что мир непрерывен. Я же не живу памятью. Я вижу мир таким, какой он есть, – образом, привидевшимся сознанию на мгновение.
В: Вашему  сознанию?
М:  Любая идея о «я» и «моём», даже о «я есть» находится в сознании.
В:  Является ли тогда ваше «абсолютное бытие» (парамакаша ) бессознательностью?
М:  Идея бессознательности существует только в сознании.
В:  Тогда откуда вы знаете, что пребываете в высшем состоянии?
М:  Потому что я в нём. Это единственное естественное состояние.
В:  Вы могли бы описать его?
М:  Только в терминах отрицания: не имеющее причины, независимое, ни с чем не связанное, неделимое, несотворённое, непоколебимое, неоспоримое, недостижимое с помощью усилий. Любое утвердительное определение идёт из памяти, и потому не годится. В то же время моё состояние предельно реально, и потому возможно, постижимо и достижимо.
В:  А не поглощены ли вы абстракциями?
М:  Абстракции имеют ментальное и вербальное происхождение и исчезают во сне или обмороке, со временем они возвращаются. Я безвременно пребываю в моём собственном состоянии (сварупа ) в сейчас . Прошлое и будущее существуют только в уме, я есть сейчас .
В:  Мир тоже существует сейчас .
М:  Какой мир?
В:  Мир вокруг нас.
М:  Вы имеете в виду ваш мир, не мой. Что вы знаете обо мне, если даже мой разговор с вами существует только в вашем мире? У вас нет причин верить, что мой мир подобен вашему. Мой мир реален, именно таков, каким воспринимается, а ваш появляется и исчезает в зависимости от состояний вашего ума. Ваш мир чужд вам, и вы боитесь его. Мой мир – это я сам . Я у себя дома.
В:  Если вы и мир – одно, как вы можете его сознавать? Разве субъект сознания не отличен от объекта?
М:  Сознание и мир появляются и исчезают вместе, поскольку они – два аспекта одного и того же состояния.
В:  Во сне меня нет, а мир продолжается.
М:  Откуда вы знаете?
В:  Я узнаю об этом, когда просыпаюсь. Память подсказывает мне.
М:  Память – это ум. Ум продолжается во сне.
В:  Частично он отсутствует.
М:  Но его картина мира не меняется. Пока есть ум, есть и ваше тело, и ваш мир. Ваш мир создан умом. Субъективный, заключённый внутри ума, фрагментарный, временный, персональный, он висит на волоске памяти.
В:  Как и ваш?
М:  Нет, что вы! Я живу в действительном мире, а вы – в мире представлений. Ваш мир персональный, личный, его нельзя разделить с другими, он только ваш. Никто не может войти в него, видеть так, как видите вы, слышать так, как слышите вы, чувствовать ваши эмоции и думать ваши мысли. В вашем мире вы совершенно одни, замкнуты в своём вечно меняющемся сне, который считаете жизнью. Мой мир открыт, един для всех, доступен всем. В моём мире есть общность, озарение, любовь, качество реальности. Индивидуальное тотально, тотальность – в индивидуальности. Всё едино, и Одно есть всё.
В:  Ваш мир так же полон вещей и людей, как и мой?
М:  Нет, он наполнен мной.
В:  Но вы видите и слышите так же, как мы?
М:  Да, со стороны кажется, что я слышу, вижу, разговариваю и действую, но для меня это просто происходит, как для вас происходит пищеварение или потоотделение. Механизм тела?ума присматривает за происходящим, но не требует моего участия. Так же как вы не принимаете участия в росте ваших волос, так и я не забочусь о своих словах и действиях. Они просто случаются и не затрагивают меня, поскольку в моём мире не бывает неправильных вещей.

Перевод с аудиозаписей на маратхи Мориса Фридмана
Под редакцией Судхакара С. Дикшита