ТАЙНА СВЯТОЙ ПЛАЩАНИЦЫ

 

История плащаницы

b_300_200_16777215_00_images_stories_jesus_turin-2.jpgВо время недолгого пастырства Иисуса тяжело больной правитель города Эдесса Авгарь услышал о его способностях исцелять и направил Христу послание с просьбой прибыть в Эдессу. В ответном послании Иисус написал, что у него сейчас очень много дел, но он пришлет вместо себя своего апостола. Эти письма примечательны сами по себе, поскольку, кроме периода ученичества Иисуса, нигде в Евангелиях не упоминается о том, чтобы он писал. В то время как римско-католическая церковь не придала значения этой истории с Авгарем, у ранних теологов упоминаются не только эти письма, но и последующее путешествие в Эдессу Аддая (или Фаддея). Евсевий, один из первых историков христианской церкви, чьи работы сохранились, эту историю подробно описывает. Он называет Авгаря монархом народов Месопотамии и утверждает, что переписка между Иисусом и царем хранилась в Эдессе. Сейчас Сирийская христианская церковь упоминает об этой переписке в Великопостной литургии.
Эдесса не была захолустной провинцией, и ее современное название – Санлиурфа, что означает Великолепная Урфа,  - отражает её историю. Как полагают некоторые, именно в тех краях находились сады Эдема. При правлении Селевкидов, после завоевания этих мест греками Александра Македонского, Урфа в течение следующих двух тысяч лет называлась Эдессой, пока не стала принадлежать Оттоманской империи.
Во время жизни Иисуса это был культурный перекресток, где соприкасались миры Востока – Персии и Индии – и Запада – Греции и Рима. Там возникли удивительные верования и экзотические гностические учения.
Итак, один из апостолов – не из числа первых двенадцати, а из более широкого круга, семидесяти, - отправился в Эдессу, обладая не только своими способностями лечить без лекарственных трав, но и с ценным подарком. Это было изображение Иисуса, так называемое acheiropoietoe, то есть «не сделанное человеческими руками». Царь АвгарьV страдал от какой-то неведомой болезни, возможно, подагры или проказы. Евсевий называет ее ужасным недугом, который не поддавался лечению. Поскольку царь был известен также как Авгарь Уккама, то есть Авгарь Черный, многие полагают, что у него было какое-то кожное заболевание. После визита апостола и получения подарка царь предположительно выздоровел, однако у него возникли сложности с этим священным предметом. Религиозная ситуация была неопределенной, и Ближний Восток тогда, как и сейчас, был «горячей точкой», где политические и религиозные проблемы образовывали горючую смесь. Евреи считали похоронные покровы нечистыми, то есть они не могли не только быть объектом поклонения, но и вообще храниться где-либо. Римляне полагали, что предмет, относящийся к повстанцу Иисусу, который бросил вызов власти Рима, должен быть уничтожен. Язычники Малой Азии, где располагалась Эдесса, считали изображение любого человека, мертвого или живого, проявлением злой магии, то есть, по их мнению, его следовало уничтожить. Авгарь принял мудрое решение спрятать подарок в городской стене. К тому же после царя престол занял его мятежный сын Ману VI, который боролся с новой христианской верой и уничтожил бы любую вещь, связанную с ней.
Образ Иисуса на плащанице не упоминался вплоть до мая 544 г., когда персы под предводительством царя Хосрова I Ануширвана напали на Эдессу. Персидская армия воздвигла огромный вал вокруг стен города, однако защитники прорыли туннель под городской стеной или воспользовались тайным подземным ходом и подожгли осадные машины. Когда вражеский лагерь вспыхнул, из туннеля выпал образ Христа. Персидский вал сгорел, а Эдесса пережила осаду.
Спустя некоторое время после победы в описании «Деяний Фаддея» подарок Авгарю назван tetradiplon, то есть «сложенный вчетверо». Вероятно, это первое упоминание о размерах этого куска ткани. Оно позволяет отличить плащаницу от погребального плата или от плата Вероники, имевшего размеры носового платка.
Следует отметить, что примерно в то же время изменились каноны изображения Христа. До счастливого избавления Эдессы от осады и нового явления плащаницы византийские художники, которые внесли наибольший вклад в сохранение образов основателей христианства, обычно рисовали Иисуса безбородым. Бритье бороды было типичным для греков (как и безбородость греческих богов), но это не было типичным для евреев. После появления плащаницы в VI в. в византийском изобразительном искусстве произошли заметные перемены – Иисус стал изображаться таким, как на плащанице, - бородатым и длинноволосым. Загадочный знак в форме V на переносице с тех пор появился почти на всех византийских изображениях Иисуса – повторяя этот знак на плащанице.
Таким образом Эдесса смогла защититься от персов, и это было приписано помощи плащаницы. И хотя многие отмечают пробелы в данных о владельцах плащаницы, ряд авторов писали о священном образе в Эдессе. Среди них французский епископ Арульф и святой Иоанн Дамаскин, которые ссылались на этот похоронный покров в VII и VIII вв. Также Лев, ученый из Константинополя, оставил записи о своем посещении Эдессы в 787 г., где он видел «священный нерукотворный образ».
Эдесса не смогла стать вечной хранительницей плащаницы. Когда растущая мусульманская угроза стала реальной, город был захвачен. В итоге переговоров с арабскими завоевателями образ получил новое пристанище в восточной столице христианства, Константинополе. Базилика Святой Марии Влахернской в Константинополе получила плащаницу в день празднования Успения Богородицы 15 августа 944 г. В 1157 г. исландский аббат Николас Семундарсон описал на старонорвежском языке реликвии, которые ему удалось увидеть в Константинополе, и среди них выделил «покров с кровью и телом Христа».
После того как армии мусульман установили контроль над священнейшим городом христианства Иерусалимом, для его освобождения было предпринято несколько Крестовых походов. По пути к Иерусалиму крестоносцы захватили христианский город Константинополь, который стал жертвой их трехдневного буйства – оргий, грабежей, мародерства, изнасилований. Все, что можно было унести – грабилось, прочее – уничтожалось. Грабители прошли как ураган по богатым домам и государственным учреждениям, не щадя ни библиотек, ни храмов. По словам историка Никиты Хониата, который был очевидцем тех событий, даже сарацины были более милосердными.
Роббер де Клари, рыцарь из Пикардии, прибыл в Константинополь за год до этой резни. Он отметил, что ни греки, ни французы не знали, что стало с плащаницей после захвата города. Богатых жителей пытали, чтобы узнать, где находятся ценности, а после этого буйства тысячам солдат приказано было сдать награбленное командирам крестоносцев.
Как бы там ни было, плащаница исчезла, и о ней ничего не было известно в течение примерно 150 лет. О том, где она находилась эти полтора века, существует несколько версий. Писатель Ян Уилсон считает, что плащаницей завладел Гю де Лилль де Шарпиньи и она хранилась у его семьи и их наследников. Одним из них был Жоффре де Шарни, который вместе со своей женой Жанной де Вержи стал следующим известным истории владельцем святыни. Там, во Франции, плащаница была под защитой или даже сама служила защитой катарам, с которыми боролась римско-католическая церковь.