В это время появились признаки того, что плащаница стала более известной и в западной Европе. Гервасий Тилберийский упоминает, что распятый Иисус оставил отпечаток всего тела на куске белого льна. Несколькими годами позже в часовне Святой Гробницы при кафедральном соборе Винчестера появилась фреска, изображающая мужчину с полотном, которое может полностью покрыть тело. Литература о Граале также напоминает о сохранении крови Иисуса. Как отмечает Ян Уилсон в своей книге «The Blood and the Shroud» исследователь Дэн Скавойн исследовал древние корни легенды о Граале и пришел к интереснейшим результатам. Сперва он задался вопросом о том, почему Иосиф Аримафейский был связан с легендами о Граале в XII и XIII вв. Он обнаружил «малоизвестный грузинский манускрипт VI в., в котором четко и ясно сказано, что Иосиф собирал кровь Иисуса не в чашу или кубок, как в более поздних версиях, но плащаницу. В манускрипте Иосиф говорит от первого лица: «Но я поднялся на святую Голгофу, где стоял крест с Господом, и собрал в платок и в отрез ткани божественную кровь, истекавшую из его святого тела».
В 1353 г. Жоффре и его жена показали плащаницу настоятелю создаваемого аббатства Лирэ во Франции, где они желали поместить эту реликвию. Аббатство строилось именно с этой целью. Жоффре погиб от удара копьем в битве при Пуатье, защищая короля. Через год после его смерти вдова, находившаяся в стесненных финансовых обстоятельствах, решила выставить плащаницу на всеобщее обозрение.
В то время храмы соревновались между собой за посещаемость, а такой примечательный экспонат должен был обеспечить для Лирэ и увеличение числа паломников, и денег от верующих. Епископ близлежащего города Труа Анри покровительствовал тамошнему храму, где хранились мощи святой Елены. Поклонение им могло оказаться в тени такой реликвии, как плащаница, и епископ велел провести расследование. При этом якобы было получено признание человека, который нарисовал образ Христа на полотне. Епископ распорядился прекратить показ плащаницы, однако друг семьи Шарни, папа Климент VII, не только отменил это распоряжение, но и приказал епископу молчать.
Поколение спустя новый епископ Труа, Пьер д`Арки, призвал прекратить показ образа, заявив, что это делается ради выгоды, а не благочестия, тем не менее связи семьи Шарни вновь победили. Выступления епископов Труа можно списать на зависть, однако один пункт из их обвинений используется и современными критиками плащаницы: семья Шарни упорно отказывается отвечать на вопрос, откуда у них появилась эта реликвия.
Впрочем, этому могли быть веские причины. Прошло всего 60 лет с тех пор, как некий Жоффре де Шарне (заметьте небольшую разницу в звучании имени) был сожжен на костре. Этот Жоффре был настоятелем ордена тамплиеров в Нормандии и, вероятно, вторым в иерархии из тех, кто тогда еще оставался в живых после разгрома ордена. Вместе с ним был сожжен Жак де Моле, великий магистр ордена. По преданию, де Моле во время сожжения проклял короля Франции и папу римского, которые предали орден. Оба, сказал магистр, не проживут и года. Так и случилось.История Рыцарей храма (ордена тамплиеров) начинается в 1118 г., когда девять французских дворян поклялись охранять дороги вокруг Иерусалима ради безопасности паломников. Двести лет спустя орден стал мощнейшей организацией католической церкви. После падения Иерусалима у Рыцарей храма, сохранивших громадные богатства, появилось много врагов, включая короля Франции. Чтобы уничтожить орден, король постарался доказать, что рыцари виновны в ереси. Они поголовно арестовывались, подвергались пыткам для выбивания из них признания, и в итоге большинство из них было казнено. Орден было приказано распустить, что и было сделано.
Между тем на смену тамплиерам пришли другие ордена. Жоффре де Шарни, родившийся слишком поздно, чтобы стать рыцарем-тамплиером, был членом небольшого элитного ордена Звезды, который, как и братство храмовников, был религиозно-военной организацией.
Вероятно, наследники Жоффре мудро рассудили, что надо выждать полвека, прежде чем раскрыть тайну своего обладания священным сокровищем. Известно, что в ходе судебного процесса над тамплиерами многие рыцари под жестокими пытками признали, что молились «бородатой голове». Ян Уилсон считает, что это точно указывает на изображение, подобное плащанице, и доказывает, что плащаница и «бородатая голова» - одно и то же. Уилсон полагает, что тамплиеры завладели образом в 1204 г., а затем хранителем этой реликвии стал де Шарне. Изменение же одной буквы в написании имен (Шарне – Шарни) было обычным в Средневековье.
Последним представителем семейства де Шарни была Маргарет, которая передала плащаницу жене Луи I, герцога Савойского. Поскольку католическая церковь запретила продажу реликвий, герцог в обмен подарил Маргарет замок и право на доходы от окружавших его угодий.
Менее известно, что Савойская династия имела родственные связи с семейством де Шарни и де Вержи. Ян Уилсон предположил, что Шарни и Шарне принадлежали к одной и той же семье. Эта гипотеза была признана верной в 1987 г., когда Ноэль Каррер-Бриггс, специалист по генеалогии и член Британского Общества изучения Туринской плащаницы, доказал, что Жоффре Лирский был племянником Жоффре, сожженного на костре. В своих статьях, опубликованных в двух самых известных в мире журналах по геральдике и генеалогии, Каррер-Бриггс также показал, что у младшего Жоффре был троюродный брат, который являлся великим магистром тамплиеров. Деды и Жоффре, и Жанны де Вержи были сенешалями (управляющими) Шампани и Бургундии. Эти сенешали получили секретный приказ короля Франции арестовать тамплиеров 13 октября 1307 г. Извещенный об этом приказе, командор парижского отделения ордена Жерар де Вилье успел сбежать вместе с сокровищами, прежде чем его пришли арестовывать.
Плащаница приобрела большую известность, когда перешла под контроль Савойской династии. В 1464 г. папа Сикст IV объявил её подлинным погребальным одеянием Иисуса. Поначалу плащаница перевозилась с места на место, а в 1502 г. она получила постоянное пристанище: по приказу герцога для неё была построена специальная часовня в Шамбери.
4 декабря 1532 г. в этой часовне вспыхнул пожар. Плащаница была укрыта за решеткой, запертой на четыре замка, причем ключи от этих замков имели четыре разных человека. Огонь был столь силен, что серебро, которое плавится только при температуре более 900 градусов по Цельсию, протекло на свернутую плащаницу и прожгло её сгибы. Огонь был погашен, но пламя нанесло урон ткани. Сам образ почти не был поврежден, а на полотне остались следы огня. Чуть больше года спустя дыры заштопали сестры монастыря Святой Клары, плащаницу развернули и нашили холстину, а на поврежденные места наложили заплаты. После этого плащаница выставлялась на обозрение в нескольких городах. Тем временем Савойская династия сделала своей столицей город Турин, и вскоре туда была перевезена и плащаница. Там она и хранится по настоящее время.
Довольно часто плащаница выставлялась как для публики, так и для приватных показов священнослужителям и членам королевских династий Европы, а после поражения Наполеона она была вывешена на балконе в честь празднования этого события.
Помимо регулярного выставления на обозрение, плащаница подверглась еще одному изменению. В 1868 г. принцесса Клотильда Савойская перешила подкоадку плащаницы, заменив холстину малиновой тафтой.
В сентябре 1939 г., когда разразилась мировая война, плащаницу перевезли из Турина на юг Италии, в бенедектинское аббатство Монтеверджине. Об этом знали только главный викарий, приор и два монаха обители. В октябре 1946 г. святыня была показана всем монахам и возвращена в Турин.
Незадолго до этого в Италии прошел референдум о государственном устройстве страны. Король Умберто II, который был официальным владельцем плащаницы, лишился власти и передал право на владение реликвией Ватикану.