ТАЙНА СВЯТОЙ ПЛАЩАНИЦЫ

 

Первые научные исследования

b_300_200_16777215_00_images_stories_jesus_turin-negative.jpg

Впервые наука была допущена к этой святыне только в 1898 г. – в лице фотографа Секондо Пиа. Он получил разрешение дважды сфотографировать плащаницу, в том числе один раз при дневном свете. Фотографически техника во времена Пиа была еще на ранней стадии развития. Его камера не имела автоматической фокусировки и регулировки выдержки, кроме того, ему дали мало времени на проведение съемки. Он сделал две фотографии, одну с 14-минутной выдержкой, другую с 20-минутной, а затем отправился проявлять снимки.
Результат был потрясающим. Несмотря на несовершенство техники, снимки показали, что изображение на плащанице не нарисовано, как утверждали критики, а является негативным, другими словами – фотографией, сделанной задолго до изобретения фотографии. Светлые и темные элементы придавали изображению четкость. Сначала Пиа просто обрадовался, что снимки получились, а потом был поражен результатом. Он был уверен, что одним из первых увидел облик Иисуса Христа, скрытый от остального мира в течение почти двух тысяч лет.
С того дня, когда в 1898 г. Секондо Пиа сделал свои фотографии, плащаница стала объектом огромного числа исследований, споров и новых экспертиз. Человек, изображенный на плащанице, согласно доктору Роберту Баклину, судебному паталогоанатому округа Лас-Вегас, был ростом пять футов и 11 дюймов (180 см) и весом 178 фунтов (80 кг). Рост определяется паталогоанатомами довольно просто и с большой степенью точности. В человеческом теле 206 костей. При наличии бедренной кости или большой и малой берцовой кости простые расчеты позволяют определить полный рост человека. По костям можно также определить и пол, и расу. Человек, запечатленный на плащанице, имел рост и вес выше среднего для тех мест и того времени. Как указал профессор Гарвардского университета Карлтон Кун, то был физический тип, который сейчас распространен среди евреев-сефардов и знатных арабов. Археологи, изучавшие скелеты в том регионе, установили, что средний рост мужчины-семита во времена жизни Иисуса Христа был 155 см, а средний вес – 50 кг.
Сочетание появившейся тогда фотографии и судебной медицины помогло ученым больше узнать об этом предмете. Доктор Баклин, который работал судебным медиком в Калифорнии и Неваде, обладал большим опытом в экспертизе случаев убийств. Человек, завернутый в плащаницу, имел раны на голове, в том числе многочисленные уколы, распухшую щеку, синяк под глазом, рану не левом запястье и опухоли плеч. Фактической причиной смерти могло быть жестокое бичевание. Из самой последней раны вытекала кровь и вода, как и описано в одном из Евангелий, - результат прокола легкого и сердца. Таким образом, первые фотографии плащаницы убедили многих, что человек, завернутый в неё, был распят, и это убеждение подкреплялось научными исследованиями.
Впоследствии плащаницу снимали и другие фотографы. В 1931 г. Джузеппе Энрико, которого выбрал Виктор Эммануил III Савойский, король Италии и владелец плащаницы, получил разрешение работать при снятом стекле, закрывавшем реликвию, и использовать все новейшие достижения фото. В 1969 г. были сделаны первые цветные фотографии плащаницы, а затем даже рентгенограммы. Высококачественные цветные снимки позволили зафиксировать мельчайшие детали. Это послужило ценной основой для дальнейших исследований, однако следует признать, что катализатором бурного интереса к плащанице послужили именно первые фотографии, которые сделал Пиа.
После того как первые фотографии плащаницы приобрели широкую известность, французский врач Пьер Барбет в 1933 г. отправился в Турин, где в то время она была выставлена на обозрение. В последний день плащаница была вынесена из собора, и Барбет осмотрел её при дневном свете с расстояния менее метра. Он обратил внимание на явственно видимые следы, оставленные кровью. После длительного экспериментирования Барбет написал работу, где подробно описал свои изыскания. В частности, медицинские исследования подвергли сомнению современные представления о процессе распятия. До недавнего времени считалось, что гвозди вбивались в кисти рук, и именно так изображался распятый Христос. Но кисти сами по себе не способны удержать вес всего тела – гвозди просто разорвут их. На плащанице, однако, видно, что гвоздем было пробито левое запястье (правое было накрыто левым). В запястье есть так называемая «щель Дестота», которая не была известна анатомам до XIX в., хотя, судя по всему, о ней знали палачи-римляне.
Эксперименты Барбета с использованием трупов показали, что прибитые гвоздями кисти не могут выдержать вес более 45 кг, а в случае прибивания через запястье выдерживается вес в 110 кг. Более того, гвоздь, вбитый в это место, повреждает срединный нерв и прижимает большой палец к руке. Именно так это выглядит на плащанице, где большой палец на левой руке вообще не виден. Это подтверждает, что плащаница не была сфабрикована в Средние века, когда знаний по анатомии еще явно не хватало.

b_300_200_16777215_00_images_stories_jesus_passion-2.jpg
Исследование медицинских и судебных экспертов давали все больше аргументов в пользу подлинности плащаницы. Помимо ран от гвоздей, было еще три вида ранений – от тернового венца, бичевания и того, что могло быть окончательным смертельным ударом, нанесенным копьем. Согласно исследованиям, кровотечение из этих ран показывает, что фальсификатор должен был иметь большие познания в медицине. Разумеется, доктор Барбет мог изучать трупы, но сомнительно, чтобы такую же возможность имел некий рисовальщик.
В 1976 – 1977 гг. группа ученых начала предметно интересоваться плащаницей. В марте 1977-го они провели в США конференцию, посвященную её исследованиям. Многие из участников этой конференции в следующем году организовали программу исследования Туринской плащаницы, более известную как STURP, другие создали BSTS – Британское общество по изучению Туринской плащаницы. В последующие годы именно STURP играла ведущую роль в проведении многочисленных проверок плащаницы, при этом стараясь оставаться объективной относительно религии и политики. Поскольку большинство членов STURP были христиане, их могли бы считать предвзятыми, однако даже скептики признавали, что нельзя игнорировать безукоризненную работу STURP и других ученых.