Тайна изображения
То, каким образом на полотне появилось изображение, веками было предметом споров. Среди религиозных реликвий всегда было немало подделок, и потому многие считали плащаницу лишь одной из этого множества. Многие ученые имели предубеждение, что плащаница – всего-навсего раскрашенная ткань.
Целью одного из первых исследований было определение местности, в которой была сделана плащаница. Швейцарский доктор Макс Фрай преподавал в университете Цюриха технику использования микроскопов, а также создал специальное лабораторное оборудование для полиции. В 1973 г. ему было дано разрешение взять пробы с плащаницы. Используя липкие полоски, Фрай снял частицы с её внешней поверхности. Во взятых им 12 образцах оказалось около пятидесяти видов растительной пыльцы. Фрай определил, что, судя по этим образцам, плащаница подвергалась воздействию воздуха Палестины, Турции и Франции. Каждая частичка пыльцы имела оболочку, которая позволила ей сохраняться в течение десятков тысяч лет. Поскольку далеко не все согласились с выводами ученого, которые были опубликованы в 1976 г., он отправился собирать образцы пыльцы в разные регионы. Впрочем, даже те, кто соглашался с заключениями Фрая, признавали, что пыльца сама по себе не может служить доказательством, определяющим местность, где была изготовлена плащаница. При этом они указывали, что мистификатор вряд ли подумал бы о собирании пыльцы. Однако скептики отвечали, что во время многочисленных показов плащаницу трогали руками и целовали очень многие и приходили они из самых разных местностей.
Исследовалась и ткань, из которой была сделана плащаница. Установили, что в её составе льняные нити сплетены с хлопковыми в пропорции 3:1, которая и сейчас используется при изготовлении джинсов. В те времена такая ткань считалась дорогой, но не настолько, чтобы её не мог позволить себе иметь человек, который предоставил гробницу для Иисуса.
В то время как возникли эти споры, пришли дурные новости. После экспериментов Фрая плащаницу пропылесосили, а потом некоторые уничтоженные частицы были восстановлены при помощи краски. Хотя вопследствии было точно доказано, что изображение на плащанице не нарисовано, эти мелкие штрихи всегда привлекали внимание. Кроме того, было установлено, что некоторые религиозные художники приезжали в Турин, чтобы соотнести свои творения с плащаницей и прикоснуться к ней. Поскольку сама плащаница являлась реликвией первого класса, творения художников немедленно становились реликвиями третьего класса. Так, например, в испанском королевском монастыре Гваделупе возле Толедо хранится копия плащаницы с биркой, на которой написано, что она была возложена на Туринскую плащаницу. STURP тщательно изучила это изображение, и большинство ученых, работавших в программе, пришли к выводу, что вещество на рисунке могло касаться плащаницы, но это было сделано намного позже появления образа настоящей реликвии.
В 1978 г. ученые потратили более 100 тысяч часов и 5 миллионов долларов на исследования плащаницы. Они использовали инфракрасное и ультрафиолетовое освещение, изучали рентгенограммы, исследовали святыню под микроскопом и не смогли найти каких-либо признаков того, что она была окрашена искусственно.
Тем не менее оставался еще по крайней мере один разоблачитель, который утверждал, что полотно было разрисовано, - доктор Уолтер Маккроун. За прошедшие годы на плащанице скопилось много разных частиц. Помимо пыльцы и частичек черной и красной краски, это были остатки насекомых, шерсть, воск, шлеек и даже нити современной синтетики, которые могли попасть на плащаницу из одеяний священников. Химики Джон Хеллер из Медицинского института Новой Англии и Алан Адлер из университета Коннектиткута были среди первых, кто пришел к выводу, что образ не нанесен при помощи какого-то красителя или иной посторонней субстанции. Серия тщательных химических проверок не обнаружила признаков какого-либо способа, который мог бы использовать художник. Исследования в обычном свете, использование рентгеновского излучения, микрохимические исследования – все дали результат, что на плащанице имеется окись железа, но она не причастна к появлению образа. Это была окись, осевшая на ткани. Однако Маккроун не сдавался. Он настаивал на том, что плащаница была разрисована, и вступил в спор со многими учеными, изучавшими полотно. Когда Йельский университет купил так называемую карту Винланда, именно Маккроуна пригласили, чтобы подтвердить или опровергнуть её подлинность. Значение этой карты было весьма велико. Если она была настоящей, это означало, что викинги действительно приплывали в Северную Америку, если подделкой – возобладало бы мнение, что европейцы не посещали Америку до Колумба. В своем заключении Маккроун выразился весьма резко, заявив, что эта карта имеет такую же подлинность, как и предположение, что корабль адмирала Нельсона во время Трафальгарской битвы был аппаратом на воздушной подушке. Его утверждение основывалось на том, что в чернилах на карте было значительное количество двуокиси титана, которая не использовалась до 1920 г.
Относительно плащаницы Маккроун указывал на частицы окиси железа и киновари, присутствие которых подтверждало, что изображение было нарисовано. При этом то, что он называл рисунком, Адлер и Хеллер считали кровью. Эти ученые обнаружили на плащанице сукровицу, кровяные сгустки, кровяной белок и гемоглобин. Определив высокую концентрацию билирубина, Адлер, который был специалистом по химии крови, пришел к выводу, что это была кровь человека, умершего от сильного стресса или травмы. Но даже имея научные доказательства, Хеллер и Адлер оставались молодыми учеными, в то время как Маккроун был мэтром. В одном из обсуждений Хеллер спросил Маккроуна, как тот определил, что красные точки – это окись железа. «Опыт», - ответил Маккроун. Хеллер уточнил: «Вы установили это химическим анализом?» Ответ был: «Я не имел в том нужды, поскольку имею опыт». Когда же рентгеновский анализ опроверг выводы Маккроуна, он просто назвал его неправильным.
Многие возражали против высказываний излишне самоуверенного Маккроуна, однако его репутация сильно ударила по STURP относительно вопроса о природе образа на плащанице. Что касается карты Винланда, то впоследствии доктор Томас Кахилл доказал, что присутствие на ней двуокиси титана объясняется природными причинами и что карта не отличается от других 150 средневековых документов, которые он изучил. Утверждение Маккроуна о фальшивости карты Винланда поставили под сомнение его способность проводить точные экспертизы. Позже находка поселения викингов на Ньюфаундленде окончательно закрыла этот вопрос.
Затем еще более примечательное исследование было проведено калифорнийской Лабораторией реактивного движения в Пасадене. Доктор Джон Джексон получил научную степень по физике, работая на американский военно-морской флот. Первым его местом назначения была Лаборатория вооружений в Альбукерке, где он разрабатывал новейшие системы лазерного и пучкового оружия. Джексон работал вместе с Доном Дивэном, гражданским специалистом по увеличению контрастности изображений, который в то время являлся консультантом военно-воздушных сил США. Приступив к созданию трехмерного изображения плащаницы, они использовали денситометр, которым измеряли степень её окрашенности. После того как было сделано огромное количество измерений – 750 тысяч, - данные были обработаны на компьютере при помощи специальной программы, написанной доктором Эриком Джампером из Лаборатории вооружений. Потом команда пополнилась сотрудниками Лаборатории реактивного движения в Пасадене, которая финансируется американским космическим агентством НАСА. Обычно эти сотрудники занимаются классификацией изображений планет, их спутников и колец. Они используют компьютеры, которые убирают все ненужное со снимков, чтобы представить окончательное изображение. Убрав последствия пожара XVII в., они получили не только более ясный образ, но и пришли к поразительному выводу – на плащанице не было ни единого мазка кисти. Джампер пришел к заключению, что художнику пришлось бы окрашивать каждую нить, прежде чем было соткано полотно, однако такое не только никогда не делалось, но и было попросту невозможно без использования компьютера.
Следующая проверка была сделана при помощи анализатора изображений ВП-8. Он широко применяется для дешифровки «картинок», которые присылают космические зонды, использующие не фотокамеры, а приборы, фиксирующие световые сигналы. Доктор Джексон и его коллеги обследовали плащаницу при помощи ВП-8 в лаборатории Сандия (штат Нью-Мексико). В результате было получено трехмерное изображение, отличающееся от фотографии так же, как статуя от картины. Реакция ученых была такой же, как у Секондо Пиа, - они наблюдали лицо и тело Иисуса спустя две тысячи лет.