23 [Разбойники]
Удалившись оттуда, пришли Иосиф с госпожой Марией в местность пустынную, и услыхав, что кишит она разбойниками, решили ночью ее пересечь. Но по пути вдруг видят: лежат на дороге два разбойника [в дозоре] и много других разбойников, сотоварищей их, спят рядом. А были те два разбойника, на которых они наткнулись, Тит и Думах. И говорит Тит Думаху:
-Прошу тебя, давай пропустим этих. Да так, чтобы и товарищи наши их не приметили. Отказался Думах. А Тит опять:
- Возьми, - говорит, - себе сорок драхм от меня и еще вот это в подарок, - протянув ему, чтобы помалкивал тот, пояс, которым перепоясан был.
Увидав, что благое дело ради них совершил разбойник, молвила Владычица госпожа Мария ему:
- Господь Бог поддержит тебя Своею десницей и отпущением грехов одарит.
И сказал в ответ матери Своей Господь Иисус:
- Распнут, о мати, Меня через тридцать лет иудеи в Иерусалиме, а два разбойника эти со Мной на одном кресте повешены будут: Тит - одесную, и ошую - Думах. На другой же день внидет передо Мною Тит в Царствие Небесное.
- Да отведет Бог от Тебя это, Сыне! - отвечала она. И пошли оттуда они к городу идолов, который с приближением их в холмы песчаные обратился.
24 [Матарея]
Отправились оттуда они к той смоковнице, что ныне Матарейской зовется, и явил в Матарее Господь Иисус водный источник, в коем Владычица Мария сорочку Его помыла. А от пота Господа Иисуса, Коего там водой она обливала, бальзам в той местности появился.
25 [Мемфис]
Оттуда в Мемфис они спустились и фараона увидели, и оставались в Египте три года. Совершил же в Египте Господь Иисус множество чудес, описания коих ни в «Евангелии детства», ни в «Евангелии совершенства» нет.
26 [Возвращение]
По прошествии же трех лет ушел из Египта Он и [в Палестину] вернулся. И когда к Иудее они приблизились, устрашился Иосиф вступить в нее. Услыхав же, что Ирод умер, а сын его Архелай наследовал место его, хоть и со страхом, но пошел в Иудею. И явился ему ангел Божий, сказав:
- О Иосиф, ступай в город Назарет и там оставайся. Воистину удивительно, что родился так и скитался повсюду Повелитель всего!
27 [Исцеление водой]
Придя после того в город Вифлеем, увидели они [, что свирепствуют] там многие тяжелые болезни, поражавшие глаза младенцев, которые вслед за тем умирали. И жила там женщина, у которой сын был болен. Уже умиравшего принесла она его к Владычице госпоже Марии и увидела, что купает та Иисуса Христа. Говорит тогда женщина эта:
- О госпожа моя Мария, воззри на сына моего, который тяжкой болезнью мучим.
Выслушав ее, сказала госпожа Мария:
- Возьми той воды, в которой я Сына своего выкупала, и твоего обрызгай.
И вот, взяв немного воды той, облила ею она, как госпожа Мария сказала, сына своего. И после того как сделано это было, затихли его движения и, поспав недолго, жив и здоров он ото сна пробудился. И радуясь этому, привела его снова мать к госпоже Марии.
Та же сказала ей:
- Благодари Бога, что сына этого твоего исцелил Он.
28
Жила там же и другая женщина, соседка той, чей сын теперь выздоровел. А так как от болезни этой и ее сын страдал, и почти уж ослепли глаза его, плакала она навзрыд дни и ночи. Говорит ей как-то родительница ребенка исцеленного:
- Почему не отнесешь ты сына своего к госпоже Марии, как я своего отнесла, когда он при смерти был? Стал он здоров от воды той, которой прежде омыто было тело сына ее Иисуса.
Когда женщина от нее об этом услышала, пошла и сама [к Марии], да взяв той воды, сына своего в ней выкупала. В тот же миг исцелились глаза и тело его. Когда же отнесла она сына к госпоже Марии и обо всем, что случилось, поведала, приказала и ей Мария Бога за исцеление сына благодарить и никому о случившемся не рассказывать.
29 [Клеопа]
В том же городе жили две женщины, одного мужа жены, и были сыновья у них лихорадкой больны. Одну из них Мария звали, имя же сына ее было Клеопа. И вот собралась она и, взяв сына своего, отправилась к госпоже Владычице Марии, матери Иисуса, и, поднеся ей платок прекрасный, сказала:
- О Владычица моя госпожа Мария, прими от меня плат сей, а за него одну лишь пеленку мне дай.
Согласилась на это Мария, и ушла мать Клеопы, а из пеленки той сорочку сделала и сына в нее одела. Тем и был исцелен недуг его. Сын же соперницы через день умер.
С того времени пошли распри меж ними, когда, меняясь через неделю, к домашним заботам поочередно они приступали. Настал как-то черед Марии, матери Клеопо-вой, и, собираясь хлеб печь, очаг она раскалила и за тестом пошла, оставив подле него своего сына Клеопу. Завистница же ее, увидев, что один он, а раскаленный очаг огнем пышет, схватила Клеопу и в пекло бросила, сама же убралась восвояси.
Вернулась Мария и видит: лежит ее сын Клеопа посреди очага и смеется, очаг же холодный совсем, будто и не разводили огня в нем вовсе. Поняла тут она, что это завистница ее Клеопу в огонь бросила. Вынув его, принесла она сына к Марии и о случившемся ей рассказала. А та ей:
- Молчи, - говорит, - и никому о деле сем не рассказывай, страшно мне за тебя, коли разгласишь ты его.
А потом как-то пошла завистница эта к колодцу воды зачерпнуть и увидела, что у колодца Клеопа играет, а вокруг - никого. Схватила она его и в колодец сбросила, сама же домой вернулась.
Когда пришли за водою люди к тому колодцу, увидали они, что сидит на поверхности воды мальчик, и, спустившись за ним, его наверх подняли. Премного изумлялись они мальчику этому и Господа Бога славили. Прибежала тут мать Клеопова и, забрав его, принесла со слезами к Владычице Марии и молвила:
- О госпожа моя! Посмотри, что завистница моя с сыном моим сотворила! Ведь не иначе как она в колодец-то его сбросила. Не может быть того, чтобы не погубила она однажды его!
Отвечала ей Владычица Мария:
- Охранит тебя Бог от нее, а с нее за тебя спросит.
И вот пошла как-то завистница воды из колодца набрать, да запуталась ногами в веревке и в колодец упала. Сбежались тут люди, чтоб тащить ее, но увидели, что размозжена у ней голова и кости сломаны. Вот такой гадкой смертью и погибла она. Сталось же с ней по пословице «глубок колодец копали и в него же упали».