Существование магии не вызывает ни малейших сомнений у авторов Священного
Писания. Магия для них - реальность. Типичное для них осуждение оккультных
практик проистекает не из подозрения о том, что магические операции - всего
лишь мошенничество и шарлатанство, но из уверенности в том, что магия наносит
моральный и социальный вред, ибо практикующий ее нарушают запреты Господа и
попирают божественный закон. Бог в Священном Писании предстает небесным
правителем, под юрисдикцией которого находится все человечество. К набожным и
праведным людям Он относится благосклонно, однако в конечном счете судьба
каждого человека - в Его руках: если Он обрушивает беды на голову праведника,
то поступает так не из-за несправедливости, но потому, что пути Его
неисповедимы и недоступны разумению смертного. Для религии Моисея, равно как и
для христианства, магия была беззаконной попыткой подчинить себе волю Господню.
Однако ритуалы самих этих содержат множество элементов, восходящих к
магическим практикам, и отрицать это невозможно. Библейские чудеса во многом
подобны магическим трюкам, упоминаемым в том же Священном Писании, и
единственное различие между ними состоит в том, что чудо совершается по воле
Иеговы и с Божьей помощью, а магия творится при содействии сил зла.
Советники египетского фараона Ианний и Иамврий, будучи волшебниками
("волхвами"), способны воспроизвести некоторые чудеса, совершаемые Моисеем:
они также превращают жезлы в змей и насылают жаб на Египет. Дьявол - "обезьяна
Бога" - научил их противопоставлять свою магию божественным чудесам пророка.
Однако сила дьявола ограничена: египетские волшебники могут лишь призвать жаб,
но сделать так, чтобы они исчезли, уже не способны. Таким образом в Библии
проводится разграничение между чудом и черномагической операцией. Впрочем,
сторонний наблюдатель при дворе фараона наверняка сказал бы, что Моисей -
всего лишь более опытный чародей.
Безусловно магическую операцию совершает патриарх Иаков. Иаков договаривается
со своим тестем Лаваном о том, что Лавану будет принадлежать весь скот без
пятен, а сам Иаков заберет себе всех пятнистых овец. "И взял Иаков свежих
прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них белые полосы, сняв
кору до белизны, которая на прутьях; и положил прутья с нарезкою пред скотом в
водопойных корытах, куда скот приходил пить". Затем животные совокуплялись, "и
зачинал скот перед прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с
пятнами"(. Иаков действовал в согласии с классическим принципом магии,
гласящим, что подобное притягивает подобное: благодаря пятнистым прутьям
появлялись пятна и на шкуре новорожденных ягнят. Своему дальнейшему богатству
Иаков обязан вовсе не божественному вмешательству: пятна на шкуре овец
возникали отнюдь не чудесным образом, а за счет того, что патриарх был сведущ
в магии.
Из библейского повествования мы узнаем, что Иосиф практиковал гадание по воде
- гидромантию. Когда братья Иосифа во второй раз покидали Египет с зерном,
Иосиф велел своим слугам спрятать в мешке Вениамина серебряную чашу. Чаша эта,
как выясняется, служила не только для питья: "...не та ли это [чаша], из
которой пьет господин мой? и он гадает на ней...". Гидромантия, очевидно, была
весьма распространенным видом гадания во времена Иосифа. Он говорит о ней как
о чем-то общеизвестном, причем понятном не только египтянам, но и евреям: "...
разве вы не знали, что такой человек, как я, конечно угадает?"(*.
Моисей, чтобы избавить свой народ в пустыне от нашествия змей, устанавливает
над станом израильтян "медного змия". Это изваяние послужило им талисманом.
Подобные изображения использовались для защиты от злых сил с незапамятных
времен. Подобное не только притягивает, но и усмиряет подобное. Григорий
Турский (538 - 594) повествует о том, как парижане, копая ямы для моста, нашли
странные медали, назначение которых осталось им непонятным. На одной из этих
магических монет была изображена крыса, на другой - змея, а на третьей - огонь.
Затем эти талисманы, - пишет Григорий, - так или иначе пропали, и с тех пор
Париж познал нашествия крыс, ядовитых змей и пожары - три несчастья, от
которых прежде был избавлен. Жак Гаффарель (1601 - 1681), маг и библиотекарь
кардинала Ришелье, сообщает, что во время захвата Константинополя султаном
Мухаммедом II была случайно отбита челюсть у бронзовой змеи. Так как это
изваяние было талисманом, с тех пор в городе стали бурно плодиться змеи.
Гаффарель упоминает и моисеева медного змия, однако не считает его магическим
талисманом на том основании, что при виде меди змея якобы становится еще более
ядовитой и злой. С точки зрения Гаффареля, Моисей взял для изваяния этот
металл именно для того, чтобы народ Израиля понял: он имеет дело не с
талисманом, а с проводником божественной силы, никак не связанной с
магическими приемами. Но, разумеется, эти аргументы не выдерживают критики.
В Книге Чисел мы находим описание обряда, который можно классифицировать как
магический на том основании, что исполнитель данного ритуала не просто молит
Бога вынести решение, а, в сущности, вынуждает Его сделать это. Ревнивый муж,
заподозривший свою жену в неверности, должен привести ее к священнику.
Священник произведет подготовительные церемонии. Далее в тексте Библии
говорится: "...и поставит священник жену пред лице Господне и обнажит голову
жены". Налив святую воду в глиняный сосуд, священник совершает еще несколько
ритуальных действий, после чего приказывает жене выпить эту воду. "...и когда
напоит ее водою, тогда, если она нечиста и сделала преступление против мужа
своего, горькая вода, наводящая проклятие, войдет в нее, ко вреду ея, и
опухнет чрево ея и опадет лоно ея, и будет эта жена проклятою в народе своем;
если же жена не осквернилась и была чиста, то останется невредимою и будет
оплодотворяема семенем".
- Prev
- Next >>