4.Вампирология постмодерна, 1980-1995
После того, как публикация "Митчелл помнит" в 1980 году вновь пробудила интерес к ритуальному насилию, это вызвало, как мы уже упоминали, самую большую истерию по поводу сатанизма в нашем столетии. В рамках этой паники мы засвидетельствовали возобновление интереса к вампирам, после чего и появилась новая вампирология. Хотя интерес все еще концентрировался на живых вампирах-людях в большей степени, чем на бессмертных вампирах, вампиризм вновь начал исследоваться в контексте ритуалов черной магии.
Появились новые небольшие религиозные движения, основанные на теории существования вампиров, вроде Храма Вампира, основанного в Леси, Вашингтон, и Ордена Вампира в рамках одной из самых больших современных сатанинских групп, Храма Сета Майкла Аквино. Некоторые из этих организаций практикуют вампиризм только метафорически, в то время как в других члены ритуально сосут кровь друг у друга (обычно не из шеи - это практикуется более безопасным (и менее болезненным), хотя, возможно, и менее романтичным способом, из пальца, проткнутого хирургической иглой).
"Оставшиеся в живых", однако, рассказывали врачам намного более дикие истории. Многие "оставшиеся в живых" сообщали, что во время дьявольских церемоний сатанисты пили кровь из их яремных вен. Если верить, как я говорил в другом месте, что истории "оставшихся в живых" - социально ориентированные рассказы, возникшие под влиянием преобладающих культурных тенденций, то с легкостью можно высказать гипотезу, что инциденты с питием крови всплыли в отчетах "оставшихся в живых" недавно, из-за новой волны популярности вампиров, вызванной успехами американской кинопромышленности.
Это не исключает, что недавнее академическое изучение вампиров, возможно, в свою очередь повлияло на некоторых врачей. Во всяком случае, ясно, что светские антисатанинские литературные вампиры - не трупы, оживляемые Дьяволом или бессмертными существами. Они - обычные люди или, возможно, необыкновенные, - больные, сатанисты или поклонники черной романтики. В 1991 году репортер журнала "Космополитен" Кэрол Пейдж успешно издала целую коллекцию интервью с такими индивидуумами, "реальными вампирами", в нем она даже объявила что, мы живем в "век вампиризма". Это, частично, все еще секуляризованный вампиризм, скорее область психиатра, чем экзорциста.
Ритуалистический контекст, с другой стороны, представляет новый, постсовременный элемент в современной, медицинской стадии вампирологии. В штудиях Нолла, дополнительно, также цитируются евангелистские противосатанисты, которые счастливы были бы добавить, что эти потревоженные индивидуумы вдохновлены непосредственно Дьяволом.
Возможно, наиболее экстраординарная работа этой литературы - "Люцифер низвергнутый", изданная в 1993 году активистом противо-культа Уильямом Шнобеленом и его женой Шэрон. Шнобелен сам по себе интересный характер. Некоторое время он служил в Церкви Мормонов - где зарабатывал на жизнь как новообращенный, утверждая (ложно, как, выяснилось), что прежде он был римско-католическим священником (а он был, фактически, священником в маленькой отколовшейся группе, не связанной с Римской церковью). Затем Шнобелен обратился к евангелистскому христианству и начал карьеру как профессиональный борец с культами, утверждая во все более и более аляповатых статьях, что был почти экс-всем: экс-католическим священником, экс-мормоном, но также и экс-колуном, экс-сатанистом, экс-вольным каменщиком.
Большинство его книг было издано печально известным издательством Chick Publications of Chino (Калифорнии), известным за свой крайний антикатолицизм. Шнобелен, таким образом, был весьма экстравагантной фигурой, даже для современного профессионального противокультового движения. Не удивительно, что после того, как Голливуд оживил интерес к вампирам, а также успеха романов Анны Райс, Шнобелен стал утверждать, что он был также и экс-вампиром. На последней обложке его "Люцифера низвергнутого" помещено морализаторское высказывание: "Если Шнобелен, одержимый жаждой крови и нацеленный на убийство, мог бы быть изменен Иисусом Христом, то и ЛЮБОЙ может!".
Шнобелен повествует, как пройдя все степени оккультизма и сатанизма, он обнаружил "заключительную часть загадки". Окончательный оккультизм - "ВАМПИРИЗМ!". Шнобелен, - который действительно был некоторое время епископом в Гностической Церкви Чикаго, основанной оккультистом Майклом Бертье, утверждал, что "внутренний круг" его организации (не названной в книге) "был вовлечен в Телему, религию Алистера Кроули. В этом самом внутреннем кругу были избраны несколько женщин, которые были посвящены и в восхищении желали позволить мне пить их кровь. Я практиковал это с достаточным числом женщин, выбирая их так, чтобы ни одна женщина не потеряла угрожающее количество крови. Они наслаждались опытом, и я получал поддержку. Таким образом, я не был должен идти вне нашего круга молить женщин об их крови - прежде всего...".
Шнобелен обвиняет Голливуд за то, что с "Дракулой" ему продали кино "с ложью о вечной молодости и вечной красоте (...). Я знаю, потому что я купил ту ложь - крюк, нож и клык". "Культ вампиров", согласно Шнобелену, является "последним и наиболее омерзительным шагом в исследовании Сатанизма". Католицизм, как обычно в книгах Шнобелена, также обвиняется за свой евхаристический ритуал питья крови Иисуса, которое для сатанистов может быть шагом к питью человеческой крови. Шнобелен описывает "Мессу Святого Влада", которой, возможно, знаменуется культ Дракулы. "Специальный священный ром использовался вместо традиционного красного вина. Эта месса была похожа на ортодоксальную литургию, если бы не очевидные различия".
К этому ритуалу привлекали одну из "жриц". "Сначала я должен был пить кровь из ее шеи, пока она не ослабла от потери крови. Тогда я должен был вскрыть мою собственную грудь, чтобы жрица могла пить мою кровь. Это, возможно, должно было передать странный, демонический элемент ее телу, который начал превращать ее в жрицу Носферату. Месса должна была заканчиваться созданием священного напитка (возможно, непосредственно превращающегося в кровь Дракулы) на открытом огне. Мы должны были призвать Влада прибыть и радоваться появлению своего нового "ребенка". Однажды Шнобелен зашел слишком далеко с одной из жриц. "Примечательно, что она получала бесконечное удовольствие без разрядки, но я утратил контроль и выпил так много ее крови, что она потеряла сознание".
К счастью, жрица не умерла, но мы видим Шнобелена, блуждающего за полночь по Милуоки, он замечает "случайную проститутку" и в отчаянии пробует обуздать свое "животное стремление дождаться, пока она не останется одна, и повалить ее навзничь так, как лев нападет на газель". Доброго христианского читателя, таким образом, ведут к кульминационному моменту истории, но тут его ждет немедленное разочарование: "Это было в это отчаянное время, когда Бог Иисус Христос вступил в мою жизнь (...), Иисус может спасти даже такого столь ужасающе несчастного человека, каким стал я!".
Нет, конечно, ничего невозможного в том, что Шнобелен встретил каких-то "клинических вампиров" - или кого-то, кто утверждал, что является "клиническим вампиром" - в оккультной субкультуре. Шнобелен, однако, придумал так много случаев, что уже не каждый был склонен верить его вампирским историям. Месса Дракулы как способ стать хорошим вампиром слишком похожа на истории вампира Лестата из романов Анны Райс об инициации вампира. Шнобелен, однако, пользуется популярностью как спикер Евангелистско- фундаменталистского противокультового движения, и его книга предлагает противосатанистам возможность ввести вампиров в свое представление о сатанинском заговоре.
Месса Дракулы, вероятно, никогда не проводилась в Милуоки (хотя, как мы упоминали раньше, более простые вампирические ритуалы существуют в современной оккультной субкультуре), но эти инциденты подтверждают, что вампиры действительно возникают во время любой сатанинской паники. Так как сатанинские паники никогда не длятся слишком долго, но периодически возникают в истории, рассказы оставшихся в живых психиатрам, сказки Шнобелена его евангелистским христианским читателям не могут быть заключительной главой истории "реальных" вампиров.
Денис Буикан в спорной книге, которая включает ссылки на возможные политические аналогии, предлагает признать Дракулу архетипом, который "имеет волю сохранить злобную власть и угрожающую жизнь для тех, кто свободен по крови и тех, кто пьет ее беспорядочно". Вампир, в то же время, - это образ зла и образ нашей сегодняшней неуверенности относительно происхождения зла.
Как обычно, постмодерн - не простое возвращение к моделям прошлого. В этой перспективе - и вопреки многим суждениям о фильме "Интервью с Вампиром" как поверхностном (и, возможно, не политкорректном) - сага Анны Райс чрезвычайно значительна. Похождения Лестата - это, прежде всего, история о происхождении вампиров и, в то же самое время, о происхождении вселенной, зла, Бога. В ее четвертом романе вампирского цикла, повести "Похитители тел", друг Лестата, ученый-оккультист Дэвид Тальбот (позже сам ставший вампиром), вспоминает видение, которое он имел в парижском кафе. Он видел Бога и Дьявола, которые спорили о разграничении полномочий друг друга. Теория Дэвида заключается в том, что Бог - не чистый дух, "он имеет тело" и "совершил много ошибок". "Дьявол стал Дьяволом, потому что он пробовал предупреждать Бога".
Согласно Тальботу, дьяволов может быть больше, чем один. Каждый Дьявол может изменить свое мнение или быть утомлен работой, и, в конечном счете, может быть заменен на другого. Анна Райс утверждала, что теория Тальбота - "очень близка к моей идее, что Дьявол учится и меняется". Как они заставят его выполнять его работу? Это - то, о чем эта книга. Она о Лестате, который учится и меняется, и не хочет на самом деле быть Дьяволом". Однако, он - демон, Амел, который в эпосе Райс создает первого вампира - Акаша - около 4000 г до н.э. в Египте. Позже Акаша играет существенную роль в истории Лестата. Вампиры и Дьявол, таким образом, связаны, хотя вампиры также заинтригованы Дьяволом и несчастны, так как они недостаточно знают о нем и вселенной.
Это не могло быть концом истории, по крайней мере в мифологии Райс, так как дальше мы находим ее следующий вампирский роман, "Мемнок Дьявол", где Лестат наконец встречает самого Дьявола и противостоит всем христианскому мировоззрению. Этот вампир постмодерна - Сен-Жермен, созданный Челси Квин Ярбро: Подобно Лестату (и в отличие от "Дракулы" Стокера) он не может быть остановлен христианскими символами, но, с другой стороны, он хорошо осведомлен в оккультных науках и имеет имя, известное оккультистам еше с XVIII столетия. С другой стороны, вряд ли Анна Райс, Челси Квин Ярбро - или кто-нибудь еще - может сказать заключительное слово об отношениях между Богом, Дьяволом, сатанизмом, и вампирами.
© PAN'S ASYLUM Camp O.T.O.
- << Prev
- Next