Проводники света

 

ЛАО-ЦЗЫ

lao-cziНа философию и культуру китайского народа повлияли три великих мудреца, которые развили в народе три направления этической мысли: Будда развил идеологический агностицизм, Конфуций этику и эстетику, а Лао-Цзы мистицизм. В китайской живописи часто встречается один и тот же сюжет, где три важных старых человека стоят вокруг бочонка с уксусом. Эти три дегустатора уксуса: Лао-Цзы, Конфуций и Будда; а бочка уксуса – это жизнь. Каждый из дегустаторов помешивал содержимое бочки пальцем, а потом пробовал уксус на вкус. Будда, попробовав уксус, объявил его горьким; Конфуций заявил, что уксус кислый; а Лао-Цзы, посмаковав уксус на языке и, оценив его, категорически возразил, сказав, что уксус сладкий. Аллегория картины весьма точно характеризует отношение к жизни с точки зрения трёх абсолютно разных учений. Будда находил жизнь более горькой, чем она была на самом деле, Конфуций просто констатировал факт, и лишь Лао-Цзы возражал против существующих правил и оценок.
Лао-Цзы – фигура мистическая и туманная. Полагают, что гон родился в 604 году до НЭ в простой семье. О его рождении возвестили чудесные события, в особенности огромная комета, а похожая на неё «косматая звезда» предвестила его уход. Из имеющихся документов ясно, что Лао-Цзы был квиетистом, а следовательно был сторонником непротивления. Он преподавал совершенно странную доктрину, полагавшуюся исключительно на внутреннее созерцание. Человек обретает истину путём освобождения от всего ложного в самом себе. Лао-Цзы говорил:
«Есть Бесконечное Существо, которое было прежде Неба и Земли. Как оно невозмутимо, как спокойно! Оно живёт в одиночестве и не меняется. Оно движет всем, но не волнуется. Мы можем считать его Вселенской Матерью. Я не знаю его имени. Я называю его Дао».
Все принципы даосизма изложены в книге Лао-Цзы «ДАО ДЕ ЦЗИН», которую мастер подарил стражу ворот, перед уходом в мир иной. Согласно преданию, эту книгу Лао-Цзы написал только после того, как его уговорил страж ворот. Великий мастер оставался у стража столько времени, сколько потребовала подготовка «ДАО ДЕ ЦЗИН», единственного литературного произведения бессмертного китайского мистика. Труд состоял из восьмидесяти одной главы и насчитывал пять тысяч иероглифов. Вся книга была разделена на две части: первая – «Книга о Дао» и вторая – «Книга о Де». «Дао» означает «неявную природу абсолютного бытия» и «Де» – «раскрытие этой вселенской силы через развёртывание объективного творения».
Даосизм перекликается не только с философией индийских брахманов или иудейских каббалистов, он перекликается и с учением Христа, который обещал своим ученикам, что чистый сердцем узрит Бога. Вот, что по этому поводу говорил сам Лао-Цзы:
«Поэтому мудрец действует недеянием и учит молчанием. Мириады созданий возникают из этого, а он не правит ими. Он порождает их и не обладает ими; действует, не имея воздаяния; достигая совершенства, не считает это успехом; в силу того, что он никогда не стремится к успеху, тот никогда не покидает его».
Даосизм был и остаётся главной школой врождённого мистицизма у китайцев. Для них он всегда был бегством от условностей национального образа жизни. Европеец бежит от реальности с помощью техники или искусственного изменения сознания (с помощью алкоголя или наркотиков), а китаец изменяет реальность при помощи философии Лао-Цзы, которая весьма непонятна для нас – европейцев, воспитанных в духе мат6ериализма и прочих «измов».
Свой краткий рассказ о Лао-Цзы хочется закончить словами из заключительного раздела его книги «ДАО ДЕ ЦЗИН»:
«Искренние речи не изящны, изящные речи не искренни. Добрый не красноречив, красноречивый не добр. Мудрый не образован, образованный не мудр. Мудрец не накопительствует. Но чем больше он делает для других, тем больше прибавляется ему. Чем больше он даёт другим, тем богаче становится сам. Путь неба – в принесении пользы без причинения вреда. Путь мудреца – в деянии без противостояния».