Трансфизическая география

Это существа высокого интеллекта, но с холодной, как лёд, сферой чувств. Им равно чужды ненависть и любовь, злоба и сострадание. Они взяли на себя заботу о механизме кармы, восполняя убыль своих жизненных сил эманациями душевных мук (грешников). Размеры этих существ огромные; они полупрозрачны и серы, как мутное стекло, тела их прямоугольны, а в мордах, как ни странно, есть сходство с мордами сторожевых собак. (…) С силами света они вступают в борьбу только тогда, когда эти силы предпринимают труд по смягчению законов кармы и преобразованию чистилищ…»
Андреев приводит в «Розе Мира» девять чистилищ, под которыми расположены пять магм и пять низших миров. Я не буду перечислять все миры возмездия, что бы моё повествование ни превратилось в краткое изложение философии Андреева, а остановлюсь лишь на верхних слоях миров возмездия – на девяти чистилищах указанных Андреевым в «Розе Мира»:


«первое из чистилищ именуется Сквирнус. Это – картина обезображенного мира и обезбоженного общества без всяких прикрас. (…) Обиталищами миллионных масс тех, кто были людьми, служат здесь котловины, замкнутые среди невысоких, но неприступных откосов. Сквирнус не знает ни любви, ни надежды, ни радости, ни религии, ни искусства; никогда не видел он и детей. Нескончаемый труд прерывается лишь для сна, но сны лишены сновидений, а труд – творчества. (…)
Облик обитателей сохраняет полное человекоподобие, но черты смыты и разглажены. Они напоминают блины, почти полностью схожие друг с другом. Впрочем, память о существовании в Энрофе (имеется в виду земля) не только сберегается в душе обитателей, но и гложет их, как мечта об утраченном рае. Самое неотступное из мучений Сквирнуса – это скука безысходного рабства, это нудность труда, это отсутствие перспектив, каких бы то ни было. (…)
Сквирнусом ограничиваются искупленные страдания тех, чья совесть не омрачена памятью ни о тяжёлых пороках, ни о преступлениях, но чьё сознание в Энрофе было отдалено от воли (когда индивид печётся только о материальном и житейском). Следующий слой похож на предыдущий, но он тёмней: как будто он застыл в неопределённом сумраке на границе вечной ночи. Здесь ни строений, ни человеческих толп; однако, каждый ощущает невидимое присутствие множества других. (…) Чистилище это называется Ладреф, и кратковременное пребывание в нём испытывают десятки миллионов. Это – следствие маловерия, не давшего силам духовности проникать в естество человека и облегчать его эфирное тело. (…) искупающий свою карму оказывается среди полного мрака, где слабо фосфорицируют только почва да редкие эквиваленты растений. Это последний слой, где ещё имеется то, что мы обобщённо называем Природой. Следующим слоям будет свойственен только урбанистический ландшафт».
Следующее чистилище Андреев называет Мород – мир абсолютной тишины, тоски и одиночества, где грешники уразумевают смысл и масштабы совершённых на Земле злодеяний. Но если Мород не очищает совесть индивида, то он попадает ещё ниже в Агр – «слой чёрных паров», где нет ни солнца, ни звёзд, ни Луны и вообще никакой космической протяжённости. Здесь в Агре за грешниками охотятся демонические чудовища «волгры». Если волгра проглатывает жертву, та всё равно продолжает жить, но уже в более низком слое Бутсвиче – слое, где всё гниёт, но никогда не сгнивает до конца. Вот, что пишет Андреев про Бутсвич:
«В Бутсвиче развязывают узлы своей кармы те, чья душа, отяжелённая тяготением к ничем не озарённому, не выработала за свою жизнь на земле никакого противовеса. Здесь пленника гложет удручающее отвращение к самому себе, потому что эфирное тело его превратилось в подобие кала. Ибо, как это ни странно и не омерзительно, но Бутсвич, в сущности, не что иное, как нечистоты волгр…»