АЮРВЕДА - ТРИ ВЕЛИКИЕ КОСМИЧЕСКИЕ СИЛЫ

ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ

      aum.jpgДревними индийскими провидцами «Риши» было найдено, что в природе существуют три основные силы. Эту мудрость, берущую начало в Космическом Сознании, запечатливала душа индийских Риши. Они открыли, что Сознание есть Энергия, проявляемая в пяти главных началах, иначе – Эфир (Простравнство) Воздух, Огонь, Вода и Земля. На протяжении тысячелетий их учения передавались от наставника к ученику. Данное представление о пяти первоэлементах составляет суть аюрведической науки, которая выковывалась в созерцательных умах провидцев истины.

 

      Первая из этих сил — это принцип энергии, дающий силу, скорость, направление, воодушевление, мотивацию.
 
      Жизнь — не что иное, как игра постоянно меняющихся сил. Как подтверждает современная наука, материя представляет собой энергию: то, что нам видится как плотное и статичное, на самом деле является совокупностью бесчисленных тонких сил, находящихся в постоянном движении.  Эта энергия жизни была названа  «Праной», что означает «изначальное дыхание» или «жизненная сила», потому что ее движение на всех уровнях циклично и подобно дыханию. Материя развивается из этой чистой энергии жизни, и древние мудрецы воспринимали всю Вселенную как проявление жизненной силы, которая всегда стремится к высшей жизни, к осознаванию, свободе и творческому раскрытию.

      Внутри всякой энергии сокрыта сознательная воля.
По сути, энергия — это воля, действующая во внешнем мире. За волей стоит чувствительность, то есть сознание как способность распознавания. Поэтому Прана имеет и другое название — санскр. «Пуруша» т.е. «Изначальный Дух» или «Чистая бытийность» или «Косное Сознание». Это энергия безвидна и безкачественна и не принимает никакого деятельного участия в проявлении Вселенной.

      Жизнь — это бытие, принцип сознания. В природе она проявляется как действие разума, направляющего движение энергии. Этот природный разум планирует и осуществляет свои действия сознательно и уверенно, но это не рациональный выбор, а интуитивное и спонтанное движение чистой красоты и гармонии. Его величие явлено во всей природе, от цветов до звезд.

      Вторую силу этой триады древние провидцы воспринимали как принцип света или излучения.

    Энергия — это свет, потому что, двигаясь, она подвергается трансформации и в процессе этого излучает свет и тепло. Все живое обладает теплом, и любая энергия обладает светом. Этот свет жизни проникает, преломляется и отражается, что проявляется как разум и сознание. Это, в частности, можно наблюдать во всех химических реакциях. В самой маленькой искре таится свет высшего осознавания.

      Третья сила — это принцип связи. Все проявленное составляет неразрывное единство. Между всеми силами существует взаимопроникновение и сродство, так что в действительности они образуют одно целое, связанное единым ритмом. Эта связь воспринималась провидцами не только как некое химическое качество: она также обнаруживала сознательную цель и переживалась ими как любовь. Любовь — это та реальная сила, которая удерживает все вещи вместе.

      Эти три силы по сути являются одним целым: жизнь это свет, свет это любовь, потому что жизнь излучает свет, а свет порождает любовь. Мы всегда должны стремиться к высшей жизни, к свету и любви, ибо это природа самой Вселенной…

      Таким образом Риши постигли тайну сотворение мира осознав единство трёх Высших сил и пяти Первоэлементов – Махабхут.

Зарождение Махабхут

      Маха-бхуты - это основные формы существования материи. Это тот уровень функционирования природы, где материя ещё объективно воспринимается как функция поля, но также уже выглядит как вещество.

    Аюрведа называет пять Махабхут:

 Акаша - Пространство,
 Вайю - Воздух,
 Агни -  Огонь,
 Джала – Жидкость,
 Притхиви - Земля.

Вся материальная Вселенная состоит из этих элементов, и всё её многообразие - это их бесконечное взаимодействие. Благодаря их взаимодействию происходит зарождение жизни. 
В Ведах это описывается так:

      В начале существовало непроявленное (невоплощённое) состояние сознания. Из этого состояния единого сознания проявились тонкие колебания  (вибрации) космического беззвучного звука АУМ. Из этой вибрации вначале возникла стихия эфира, который потом пришёл в движение,  породившее воздух – воплощение движущегося эфира. Движение эфира вызвало трение, через которое возникло тепло. Частицы тепла-энергии в своём сочетании создали яркий свет, из которого возникла стихия огня.
      Таким образом, эфир воплотился в воздух и тот же самый эфир затем воплотился в огне. Через тепло огня отдельные эфирные частицы растворились, обратившись в жидкость и явили стихию воды, а затем загустев образовали частицы земли. Так эфир воплотился в четыре стихии – воздух огонь воду и землю. Из земли возникли все живые органические тела, включая царство растений, вроде трав и злаков и царство животных с человеком. Земля содержит ещё неорганические вещества, составляющие царство минералов. Таким образом, можно сделать вывод, что все пять стихий, берущих начало в исходящей от Космического Сознания энергии, присутствуют во всей материи Вселенной. Получается, что энергия и материя суть одно и то же.

      В Ведах олицетворением жизни был великий бог Индра, драконоубийца и громовержец (на санскрите — «Ваджра»).
Свет олицетворялся Агни — богом огня, жертвенности и ясновидения. Любви поклонялись в образе Сомы — нектара бессмертия. В сокровенных мантрах Вед заключен изначальный код всего космического закона, ключ ко всем уровням действия вселенской силы.  
      При помощи мантр можно приводить в равновесие и контролировать те элементы, которыми они управляют. Это не только дает здоровье, но и создает основу для омоложения ума и трансформации сознания. Аюрведа и другие отрасли ведического знания, в частности йога, появились в результате развития в конкретных направлениях изначальных прозрений Вед.