Беседа с махайогом Сомнатхом Гири
Жизнь знаменитого индийского йога Сомнатха Гири – удивительный сплав крутого боевика, драмы, фантастики и древнего мифа. Для него боги и легендарные гималайские мудрецы реальны , а события порой развиваются по законам, за постижение и описание которых кому-то еще только предстоит получить Нобелевскую премию. Подобно таким авторитетным мастерам прошлого, как Йогананда и Свами Рама, он прославляет возможности йоги личным примером, позволяя ученым исследовать психофизиологические процессы в своем организме в ходе длительных медитаций и погружений в состояние самоосуществления, сверхсознания, или самадхи.
Простым преданным он больше известен как Пилот Баба (на смеси хинди и английского – Батюшка-пилот). Махайог Сомнатх Гири родился ровно 70 лет назад на родине Гаутамы Будды в штате Бихар на востоке Индии. Капил Адвайт (его кармическое имя), химик по образованию, после университета поступил в ВВС Индии, участвовал в войнах с Пакистаном и Бангладеш и попал в Книгу рекордов Гиннеса как боевой летчик, который постоянно летал на самой малой высоте, над верхушками деревьев, чтобы быть невидимым для радаров. Но однажды за ним пришел его Учитель – и он ушел в неизвестность, бросив все, чем жил прежде…
– Бабаджи, Вы принадлежите к королевскому роду, расскажите, пожалуйста, о нем.
Пилот Баба: Да, я потомок королевских кровей. Наш род ведет свое происхождение из касты кшатриев, что по варна-дхарме означает полную отдачу себя для страны. В старые времена наш род имел свое царство. Вся моя семья принимала активное участие в борьбе за независимость Индии от англичан. Родители дали мне хорошее образование: я окончил факультет химии Банаресского университета, потом продолжил учебу в Лондоне, а еще до этого мы с другом, принцем Непала, поехали учиться в СССР. Но мне показалось, что там слишком много политики, поэтому я вернулся, а принц остался.
– Почему Вы выбрали небо плацдармом для своей карьеры?
Пилот Баба: Я с юных лет любил летать. Летал в школе и в колледже – у меня была такая возможность. Но я хотел летать гораздо лучше и имел для этого способности, поэтому поступил в ВВС. Я был очень хорошим бойцом, истинным патриотом Индии. Прошел несколько войн, но неожиданно пришли изменения. Потому что я имел все, но не чувствовал себя счастливым. Внутренне я был очень мирным человеком и не любил тех, кому нравится насилие и агрессия. Если я видел страдающих людей, мне хотелось им помочь. Часто я возвращался домой без одежды и без ботинок, потому что отдавал их бедным.
Бывало, я ходил к некоторым садху, как принято в Индии, потому что у них есть мудрость и они могут ею поделиться. Всегда обращался к этим святым людям с уважением, помогал им вещами, продуктами и деньгами. Иногда оставался у них на некоторое время. Однажды был такой случай, когда мы сидели с компанией летчиков, а мимо шел садху и, указав на офицера, который собирался улетать, сказал: «Не давайте ему летать, случится нехорошее, самолет упадет». Товарищи не поверили. А я поверил, сказал: «Ты не лети, я полечу». Это было очень важное задание…
– Этим садху был ваш гуру Хари Бабаджи?
Пилот Баба: Да, он приходил ко мне с детства. Как-то раз он появился, когда я собирался ехать на джипе выполнять задание, и сказал: «Не езди, будет нехорошо». Я отвечаю: «Не могу, это приказ, я должен». – «Ну, смотри сам, езжай». Я поехал, и буквально через полчаса случилась катастрофа: моя машина соскочила в пропасть глубиной больше 300 м. Дальше произошло необъяснимое: автомобиль завис в воздухе и этот святой своей силой вытащил его обратно на дорогу. Потом спросил: «Ну, зачем ты это сделал? Я же сказал, что ты упадешь». Я был изумлен и ответил, что ничего не понимаю. «Нет, ты все понимаешь», – сказал садху.
Но случай, который окончательно изменил мою жизнь, произошел позже. Это было на границе с Китаем. Я пилотировал МИГ в плохую погоду, и в какой-то момент отказал двигатель. Я пытался удержать высоту, но самолет опускался все ниже и ниже… МИГ был в то время очень редким и дорогим для Индии самолетом.
Моя страна не так богата, чтобы позволить себе терять такие машины, поэтому я старался до последнего посадить самолет. Когда положение казалось безнадежным, тот же самый садху медленно материализовался в кабине пилота. Было очень мало места, но он втиснулся и сказал, что теперь я могу сажать самолет. Когда мы приземлились, он вышел навстречу изумленным офицерам. Подошел к начальнику аэродрома и спросил: «У вас есть сигарета? Дайте мне, пожалуйста». Взял сигарету, подошел к другому человеку: «Спички есть?», – прикурил. «Спасибо. Господа офицеры, я пошел». Все посмотрели на меня: «Что это было?!». Тогда Хари Баба оглянулся: «Если есть вопросы, спрашивайте меня, а не его». Но все стояли потрясенные, и он ушел, никто не осмелился его останавливать.
– Похоже, это было происшествие с далеко идущими последствиями?
Пилот Баба: Да. Тогда я стал думать: что происходит? Оказывается, у человека может быть так много знаний, которые дают возможность возникнуть внутри самолета или где угодно. Я решил, что раз он спас меня, то теперь это его жизнь. Я знал, что должен найти этого садху, хотя понятия не имел, где его искать. Все офицеры захотели его еще раз увидеть, но никто не знал, где он может быть. Тут я вспомнил, что садху всегда брал по две рупии после таких визитов, а в этот раз не взял. Значит, он должен был вернуться не сегодня, так завтра. И действительно, во время обеда он пришел и сел в мою машину.
Автомобиль был закрыт, но он все равно проник в него. Когда я подошел и открыл дверцу, то увидел его там и сказал: «Если вы хотите успокоить всех этих людей, то должны встретиться с ними». Хари Баба поинтересовался: «Какую еду ты ешь? Чем вас кормят?» – «Это армия, – отвечаю, – и там в столовой есть все: и курица и мясо». Но сам я не ел мяса, не пил алкоголя, ел молочное и овощи. Садху кивнул, вошел в столовую и приветствовал обедающих: «Хэллоу эврибади, я святой. Я вышел за пределы ума, знаю, что произойдет в будущем и знаю, что было в прошлом. Поэтому моя обязанность – помогать, и если я могу спасти, то спасаю. Я знаю этого офицера не с сегодняшнего дня, а с детства. И я знал, что его долг в армии заканчивается и начинается новый долг, другое служение. А теперь все, кто хочет что-то спросить , – спрашивайте».
После этого Хари Баба подошел и поговорил со всеми, поел легких овощей. Спросил: «Все довольны? Ладно, тогда я пошел». Я поспешил за садху: «Остановитесь, я хочу пойти с вами!» – «Не сейчас. Время еще придет. Наслаждайся жизнью!». Он вышел из помещения столовой, прошел 20–30 м., после чего исчез. Пропал на глазах, растворился. Это видели своими глазами все солдаты и офицеры, они были просто поражены. Все поняли, что это был великий святой.
– Вы стали его искать?
Пилот Баба: Да. Офицеры сами сказали: «Ты должен срочно найти этого человека и следовать ему». И я ушел из армии, стал искать Хари Бабу в мандирах (святых местах), посетил много-много храмов, но не мог его найти. У меня не было понятия, где его искать. Однажды старые друзья пришли ко мне и сказали: «Ты чего такой глупый? У тебя есть деньги, хорошая семья и все, что надо, пойдем радоваться жизни!». Я ответил, что уже наслаждался жизнью, а сейчас хочу найти своего святого. Тогда они спросили: «Ну, может быть, ты хочешь сделать кино? Давай делать кино!». Раньше я думал о том, чтоб снять кино, и ответил, что, пожалуй, займусь им, но в таком случае буду сам писать сценарий, режиссировать и продюсировать. Мы решили снять фильм с сюжетом, как плохой человек стал хорошим, а хороший – плохим, показали их путь, начиная со школы и заканчивая взрослой жизнью. Это было хорошее кино с замечательными актерами. Я мог на это пойти: у меня были деньги на фильм, поэтому мы начали работать.
Следующую картину из жизни хиппи мы снимали в Непале. Это красивая, но очень бедная страна. Там встречается много бедных, голодных людей, у которых нет даже нормальной одежды и обуви. И вот мы напротив пятизвездочного отеля, в котором остановились, стали варить для этих людей рис с фасолью, и я просил наших звездных актрис, чтоб они распределяли еду, давали, сколько кому нужно. Каждый день по часу мы кормили всех, кто приходил. Это было в 1972 году, и все происходящее создало большой покрытой, священным пеплом, вибхути. Это ажиотаж.
– Очевидно, это в очередной раз заставило вас задуматься?
Пилот Баба: Да, в один момент я будто очнулся и спросил себя: чем я занимаюсь? Ради чего я бросил службу в вооруженных силах? Я понял, что больше так не могу, и заявил, что ухожу, сказал : «Берите это все. Вам нужны машины, деньги – забирайте! Сегодня последний день. Не знаю, куда я иду, но я ухожу. Пойдем, выйдем на дорогу, остановите мне любую машину, которая будет ехать первой». Ехал грузовик, друзья его остановили, я сел и попрощался: «Все, до свиданья!». Примерно через 150 км. я вышел, свою маленькую дорожную сумку и то, что в ней было, я отдал водителю грузовика, и пошел пешком, куда глаза глядят.
Я шел четыре, пять часов, и подошел к безлюдному берегу большой реки, увидел очень красивый пейзаж, решил немного отдохнуть и лег. Вдруг кто-то позвал меня по имени. Я удивился: кто может меня знать меня здесь? Ведь я только что убежал от всех. Тем более это было особое имя, которым меня звали только в семье. И тут я увидел Гуруджи! Он держал в руке топор, положив вязанку дров на голову, и смеялся от всей души – рот был до ушей. «Сейчас я не искал тебя», – крикнул я. «А! Так ты думаешь, что пришел сюда сам по себе, что ли?». Я ответил: «Конечно». – «Нет, это я привел тебя сюда. Пошли!». Рядом с местом, где я прилег отдохнуть, оказалась очень красивая пещера, в ней сидело четверо святых. Одно место было свободно. «Заходи, нас четверо, а это место для тебя». – «Вы что ждете меня? » – удивился я. – «Да, ждем…»
- Prev
- Next >>