OM


В свете ранних трактовок относительно ОМ, как изначального звука, нет никаких сомнений о том, что мудрые создатели гимнов Вед, были хорошо осведомлены о священном слоге ОМ.
Действительно, они были великими мастерами мантра-йоги и ведические гимны есть свидетельство их компетенции в мантрах и мантра-видье.
Возможно, что Ом считался настолько священным, что не упоминался вне контекста ведического жертвоприношения. В этом случае, это знание передавалось от учителя к ученику в строгой секретности. Поэтому и не было никакой потребности в упоминании ОМ в священных гимнах.
Все посвященные знали и понимали его возвышенное положение. В любом случае, во всех поколениях, любое произношение гимнов Вед начинается со слога ОМ. Атхарва-Веда(10,8,10) намекает на это следующими загадочными словами:
"Что ставится в начале и в завершении, и содержит все вокруг и повсюду? Я спрашиваю Тебя о Речь(рик)."
Слог Ом, часто произносят в начале и в завершении «мантрического» воспевания, оба положения в начале и в завершении действительно достаточно древнее.
Со временем, запрет на произнесение священного слога или даже записывание его вне жертвенных ритуалов был смягчен. Таким образом священный слог был упомянут сначала по имени в гимне «Шукла-Яджур-Веды»(1.1), в гимне касающегося выполнения жертв(яджус).
Это могло быть поздним дополнением. Так как, «Титттирийа-Самхита»(5.2.8.), которая добавлена к завершению Яджур-Веды, все еще тайно говорится о "божественном знаке"(дева-лакшана), который записан тройным знаком(три ликхита). Некоторые исследователи, видели в этом указание на три основательные части слога ОМ, который записывается на санскрите, как, а+у+м. Три элемента ОМ, упоминаются в «Прашна-Упанишад»(V.5). Символическое объяснение этого факта находится в «Мандукйа-Упанишад», его мы рассмотрим позже.
То, что священный знак был записан намного ранее, можно найти и в археологических находках. Это также может быть свидетельством о наличии письменности, по крайней мере, в последнюю Ведическую Эру, которая вообще отвергается историками. Однако, сегодня определенно понимаем, что история древней Индии должна быть полностью переписана. Долгое время существующая гипотеза, что арии вторглись в Индостан между 1200 и 1500 года до н.э. оказалась необоснованной. Фактически все свидетельства указывают на идентичность между "ведическими людьми" и строителями городов по берегам Инда. С тех пор, как были найдены экспонаты с надписями, то можно утвердительно сказать, что "ведические люди" имели письменность. Хотя разница между «дравидскими» и «арийскими» народностями указывает именно на инвазию Ариев на Индостан.
Это верно, но, тем не менее, вероятно, что ведические гимны были записаны сравнительно не так давно. Но все же, брамины изобрели гениальную систему запоминания, чтобы гарантировать, что Веды будут сохранены с предельной трепетностью. Это показано в их успешном и потрясающем запоминанием Вед. Культура, которая хранили священные традиции в высшем почтении, вместо того, чтобы записывать знания на недолговечных материалах, которые могли попасть не в те руки, хранила их в своей памяти. Нигде искусство запоминания не достигло такого уровня, как это произошло в Индии
В течении многих поколений, Ом не был произносимым вне священного контекста ритуального поклонения. Это был тайный звук, сообщающийся от учителя к ученику, первоначально от отца к сыну.
Даже ранние Упанишады, которые относят ко второму тысячелетию до н.э., часто говорят об Ом, как о удгитха("звук") и пранава("произнесенном"). Эти слова описывают звук, происходящий путем произнесения ОМ, со звуком вибрирующем в аджна-чакре. Слово пранава происходит от приставки "пра" и корня "нава", означающее "чтобы взывать" или "ликовать". Это используется в «Йога-Сутре»(1.27), где это объясняется, как символ Бога(вачака ишвара). Далее Патанджали говорит(1.28.):"чтобы постичь Ишвару, звук Ом должен произносится и созерцаться".
Позже, другой термин для ОМ описывается, как тАра, который происходит от глагольного корня трИ и означает – «чтобы пересечь, пересекать» Это указывает на то, что Ом приносит освобождение, Ом переносит йогина через океан мирского существования(бхава-сара) к "другому берегу".
Через произношение звука ОМ, йогин может возвысить свое сознание и таким образом освободиться от иллюзии того, чтобы быть отделенным от всего внешнего. Звук Ом действительно приносит освобождение, потому что, возвышает произносящего за пределы физического тела и за пределы метафорической границы ума, и таким образом познается универсальная Сущность(Self. Атман) человека, как истинная идентификация.