OM

В самых ранних Упанишадах, как «Брихат-Аранйака», «Чхандогйа» и «Таиттирйа», священный Ом упоминается многократно, как ОМ и ОМ-кара. Однако удгитха более привычное наименование ОМ.
Эти упоминания есть в «Чхандогйе-Упанишад», которые достаточно четко указывают на равенство между словами удгитха и пранава(но не найдены в «Брихад-Аранйаке»).
Возможно, эти термины вошли в обиход, потому что, по неизвестным причинам Ом к тому времени, распространился за пределы сакральных областей и стал использоваться в смысле "Да, я согласен". Первое свидетельство этого можно найти в «Брихад-Аранйака-Упанишад»(3.9.1), в которой Ом используется семь раз именно в этом качестве. Действительно, «Чхандогйа-Упанишада»(1.1.8.) ясно свидетельствует:"Тот слог - слог согласия, поскольку всякий раз, когда мы соглашаемся на что-нибудь, мы говорим Ом"
Макс Мюллер прокомментировал это следующим образом:
"Если ОМ подразумевал первоначально тоже, что и согласие, что мы можем понимать подобно Аминь, это может быть более главным и обобщенным пониманием, чем «тат сат» и может быть использовано, как представление Того, что человеческий язык может выразить".

«Чхандогйа-Упанишада»(1.1.9) также указывает на это:
"Этим тройным символом (аум) достигается знание. Для почитания этого знака, Ом произносится, Ом воскликается, Ом воспевается с его величием и осознанностью".
Интересен комментарий Ади Шанкарачарьи относительно этой Упанишады, в котором, тот же подход к связи между сомой и Ом. Он говорит о том, что ритуал сома выполняется, чтобы почитать священный слог, который является символом Божественного. Эта жертва почитает Солнце, которое посредством тепла и дождя дарует жизнь и питание.
«Чхандогйа-Упанишад»(1,9,4) также цитирует Атидханван Шаунука, учитель Удара Шандильи, с такими словами:
"Пока ваши потомки будут знать этот удгитха, их жизнь в этом мире будет возвышенной и лучшей" Это является свидетельством того, что священный слог - благословение для тех, кто произносит его. И заслуживает почитания и уважения, поскольку все священные писание возвещают об этом.
Согласно заключительным стихам «Брихат-Самнйаса-Упанишад»( текст средневекового периода), 12 000 произношений ОМ удаляют все грехи, в то время, как 12 000 повторений ежедневно в течении одного года приносят реализацию брахмана(Абсолюта).
Что может быть больше этого благословения?
OM или AUM
По крайней мере, после двух тысячелетий, как ОМ был явлен провидцами Вед, неизвестный мудрец, который составил «Мандукйа-Упанишаду» использовал эту древнюю молитву, чтобы разъяснить метафизику Адвайта-Веданты. Таким образом, он объясняет три части(матра) слога, а именно А+У+М, как символ прошлого, настоящего и будущего, так же, как и бодрствование, сновидения и глубокий сон. Он также упоминает и о четвертой части, которая превосходит все три, и заключает его тайное наблюдение с утверждением, что ОМ - Атман - "Он - Кто знает его внутреннюю сущность(атман) с самосуществованием, Он есть Кто знает Это".
Важность «Мандукйа-Упанишад» может быть понята и из того факта, что почтенный мудрец Шри Гаудапада, написал замечательный комментарий на эту Упанишаду, которая также была прокомментирована и Ади Шанкарачрьей, великим наставником школы недвойственности. Гаудапада был учителем Говиндапада, гуру Шанкарачарьи.
Другое священное писание, давшее исключительное объяснение священного слога ОМ – «Атхарва-Шикха-Упанишад». Это священное писание начинается с вопроса: « Что должно быть созерцаемо?». Ответ - слог ОМ, который символизирует Высший Абсолют(брахман).
Текст описывает четыре части ОМ, каждая из которых имеет свои собственные корреляции:
puurvaasya maatraa pRthivy akaaraH Rgbhir Rgvedo brahmaa vasavo gaayatrii gaarhapatyaH
1. Первая часть – звук А –земля – гимны Риг-Веды – белый Брахма – размер гайатри – пылающий Гархапатайа(жертвенник в виде квадрата или круга)
Это относится к Брахме.
dvitiiyaantarikSaM sa ukaaraH sa yajurbhir yajurvedo viSNuu rudraas triSTub dakSiNaagniH
2. Вторая часть - звук У - пространство - яджус(жертвенный обряд) Яджур-Веды – Всепроникающий Рудра - размер триштубх – пылающий Дакшина(жертвенник в виде полукруга)
Это относится к Рудре.
tRtiiyaa dyauH sa makaaraH sa saamabhiH saamavedo rudra aadityaa jagaty aahavaniiyaH
3. Третья часть – звук М – небо – саман(воспевание гимнов) Сама-Веды – Бесконечный Вишну – размер джагати – пылающий Ахаванийа(жертвенник в виде квадрата)
Это относится к Вишну.
yaavasaane 'sya caturthy ardhamaatraa saa somaloka oMkaaraH saatharvaNamantrair atharvavedaH saMvartako 'gnir maruto viraaD ekarSir bhaasvatii smRtaa
4. Оставшаяся часть – четвертый полузвук чанралоки (чандра бинду?) Ом-кары – священные песни Атхарва-Веды – пылающий огонь(самвартака) Маруты, уничтожающий сияющую Вселенную(Вират).
Самой важным звук счиатется - назальная "получасть" - М, который приносит собственный свет и заставляет жизненную силу(прана) в теле подыматься вверх, к голове. Эта Упанишада, рассказывает, что ОМ называют Ом-кар, потому что он подымает все жизненные силы вверх(урдхвам уткрамаяти). Далее текст заключает, что звук ОМ есть Шива.