OM


Выходя за пределы ограниченного окружающего пространства, мы сталкиваемся с более тонкими энергиями.
Таким образом, матрика - тонкая основа алфавита, соответствует слышимым звукам; бинду - является более тонким, чем матрика, а нада - еще тоньше.
В «Йога-Шикха-Упанишад»(2.21) говорится: « нет выше мантры, чем нада». В старых графических изображениях Ом-кара, нада изображалась, как перевернутый полумесяц выше бинду, что значило, что нада доминирует над бинду. Позже, полумесяц помещали под бинду, что означало, что нада содержит бинду.
Однако оба изображения демонстрировали одно заключение.
Нада имеет различные уровни тонкого проявления. согласно "Хамса Упанишад" это проявляется десятью способами. Первый звук подобен произносимому слову - "чини", второй - "чини-чини", третий подобен звону колокола, четвертый подобен шуму раковины. С шестого по девятого подобны звучанию - цимбал, флейты, барабана и тамбурина. И только десятый звук, который подобен раскату грома считается объектом размышления и только он идентифицируется с Высшим(пара-брахман).
Некоторые Тантры делают различие между маха-нада(нада-анта) и ниродхини, которая преобразовалась в бинду. Также ОМ упоминается, как три-бинду, поскольку его разделяют на нада, бинду и биджа. В этом случае, нада идентифицируется с Шивой, бинду - с Шакти, а биджа, как Шива и Шакти в единстве. Нередко Высшая Реальность описывается, как точка или парабинду - трансцендентная предвечная основа.
Ом - это основная биджа-мантра. Скорее всего, поскольку Ом является корнем всех мантр, это и проявилось в дальнейшем, как развитие науки о биджа-мантрах, которые связанны с соответствующими божествами. Биджа-мантры и являются теми божествами, которые стоят за занавесом звука мантр и таким образом биджа-мантры , образно выражаясь,это - транспортное средство доставляющее к божеству.
"Мантра-йога Самхита"(71) заявляет: «воспеваемый Ом - лучшая мантра», все мантры обретают силу лишь в присутствии Ом. Таким образом, мы можем увидеть, что Ом является началом и завершением всех мантр. В многочисленных мантрах, ОМ является неотъемлемой частью мантры:

ом намах шивайа - Ом. Поклонение Шиве.
ом намо бхагавате васудевая -Ом. Поклонение Кришне(Вишну).
ом намо ганешайа - Ом. Поклонение Ганеше.
ом намо нарайанайа - Ом. Поклонение Нарайане.
ом шанте прашанте сарва-кродха-упашамани сваха - Ом. Мир.Да будет весь гнев укрощен!
ом сач-чит-екам браМха - Ом. Бытие-Сознание есть Абсолютный Брахман.
В «Маханирвана Тантре»(3 глава), ОМ описывается, как наиболее превосходная мантра, чьей сущностью является Брахман:
«...я расскажу Тебе о мантроддхаре высшего Брахмана. Произнеси пранаву, затем бытие(сач), затем сознание(чит), единый(экам) и брахман(браМха) - ОМ САЧЧИДЕКАМ БРАХМА.
Это и есть мантра. Когда слова мантры объединяются с правилами сандхи, в ней насчитывают семь букв. Если опустить пранаву, в мантре останется всего шесть букв. Это лучшая из мантр, она позволяет немедленно обрести дхарму, артху, каму и мокшу. При практике этой мантры нет необходимости заботиться о том, является ли она действенной или нет, дружественной или враждебной....Звук А обозначает Вишну, У символизирует Шиву, М - Брахма. сат означает вечный, чит - чознание, экам - единственный. Так называют Брахмана, потому, что он пребывает во всем...»
Вышеупомянутая «пара-бинду», имеет мужскую и женскую стороны, которые представлены, как "ХАМ" и "Са". Таким образом, оба эти звука приводят к возникновению слова "хамса" - лебедь и символизируют собой звук дыхания, как вдох и выдох. Это естественное движение дыхания происходит 21 600 раз на день, называют спонтанной джапой(сахаджа-джапа) или непроизносимым произношением(аджапа-джапа).
Хамса - символизирует дживу. Это спонтанная джапа, объясняется, как символ "Со'хам" - "Я есть Он", подобно "Шива'хам" - "Я есть Шива, Высшая Реальность". Но этот факт затемнен невежеством(авидья), которое мешает нам это констатировать эту истину.
В "Йога-Биджа"(156), последний текст Хатха-йоги описывает такую картину:
"Когда прана входит в центральный канал(сушумна), то мантра естественно изменяется от "хамса" до "со'хам", который не отличим от ОМ, извечного слога, который проявляет всю Вселенную".
Свами Шивананда дает такое наставление и описание относительно «СО’ХАМ»:
«…наблюдайте за процессом дыхания. Вы услышите звук СОХАМ: СО-при вдохе и ХАМ-при выдохе. СОХАМ означает "Я есмь Он". Дыхание напоминает вам о том, что вы тождественны Верховной Душе. Вы неосознанно повторяете СОХАМ 21600 раз в день ежедневно со скоростью 15 СОХАМ в минуту. Объедините понятия Бытия, Знания, Блаженства, абсолютной чистоты, покоя, совершенства, любви с СОХАМ. Во время повторения мантры забудьте от теле и отождествитесь с Атманом, или Верховной Душой.
Медитируйте на Брахман. Почувствуйте, что в основе всех названий и форм находится живая универсальная Сила…»
"Мантра-Йога-Самхита"(73) имеет такую шлоку:
"Когда люди слышат пранаву, они слышат Абсолют.
Когда они произносят пранаву, они достигают Абсолют.
Кто чувствует пранаву, то видит Абсолют.
У кого ум удерживает пранаву, тот обладает формой Абсолюта."
Традиции индуизма достаточно богаты знанием и мудростью, различные школы йоги, духовные традиции и направления сходятся в одной простой истине, все они ведут к одной Высшей Цели, которая достигается преодолением своего индивидуального эго. То Высшее, к чему все стремятся нельзя во всей полноте описать словами или как-либо выразить, но мы можем принять слова из "Риг-Веды2(1.164.46) - " Истина одна, но мудрые называют ее многими именами".