Нади и кундалини

 

Ум — это не мозг. Мозг — лишь место пребывания ума. Мозг — физический, а ум — сверхфизический. К какому же мы теперь приходим заключению? Образ и строение находятся в уме, они отпечатываются в жизненном теле, и всё это осаждается в форму физического проводника. Таким образом происходит нисхождение в три стадии. Вот почему в Пуранах среди дэв, которые этим занимаются, описываются три архитектора. На высшем (то есть ментальном и сверхментальном) это Вишвакарма, то есть сознание образа эмбриона. На жизненном плане это Тваста, а на физическом — Майа или Майасура. Вишвакарма — это ювелир среди дэв. В масонстве он называется Туберкуном, первым обработчиком металлов, хотя масоны ничего об этом и не знают. Твасту называют Плотником, и его символом является Иосиф, отец солнечного бога. Все эти термины символичны. Третий — это Майа. Этот гигант построил дворец для пяти братьев, героев Махабхараты. Братья эти символизируют пять органов чувств, и он построил им удивительное здание под названием Майасабха. Откуда же он доставил материал на физический план? Этот гигант принёс материал из озера под названием Биндусарам. Бинду означает капля — капля семенной жидкости. Из этого озера он и перенёс путём воспроизведения этот дворец. Это третий, самый низший слой драмы.

Но есть и второй слой, не имеющий никакого отношения к сексу, и первый слой, по своей сути божественный. Первый отражается на эмоциональном плане на втором, а второй — на третьем, или физическом плане, что называется половым процессом, и так воспроизводится проводник. Это лишь пример того, как прилагать основные принципы символизма писаний.

Но в эту историю мы сейчас углубляться не будем, так как тема эта столь же обширна, как океан. Добро пожаловать в нади. Прежде всего, помните, что нади — вовсе не нервы. Это линии силы, которые задают форму эмбриону и формируют каркас нашего тела. Некоторые из них потом уплотняются в нервы, а некоторые на всю жизнь остаются нади на жизненном плане.

Сколько же в нас нади? Даже этот отдельный вопрос сложен. Потому мы не можем знать в этой области всё. Так что ограничимся известными нам сведениями, что в теле человека 3300 нади. Группа из 10 нади управляется разумами природы, именуемыми дэвами. В основном, в каждом организме действуют 32 дэвы. Каждый дэва управляет сотней нади, подразделяя их на десять групп по десять нади и перепоручая их меньшим дэвам, которые и выполняют работу. Постараемся теперь понять, сколько же нади из этих трёх тысяч трёхсот являются самыми важными. Согласно тантра шастре, мантра шастре и аюрведе первостепенную важность представляет 1001 нади. Из них, в свою очередь, важнейшими являются триста, а из тех — тридцать, которые управляют всеми функциями этих трёхсот. Из тридцати же важнейшими являются три — это ида, пингала и сушумна. Ида вибрирует слева от позвоночника, а пингала — справа. В центральном канале позвоночного столба вибрирует сушумна. Таково введение в йогическую анатомию. Эти три нади не обладают нервами на физическом плане. Ида называется также "чандра нади", то есть лунная нади, а пингала — "сурья нади", то есть солнечная. Сушумна называется "агни нади", или нади огня. У первых двух нет физических проводников — они лишь действуют в определённой области. Точно так же, как нельзя увидеть ум, нельзя увидеть и иду с пингалой на рентгеновском фото. Но как ум работает, так действуют и они. Никакой материалист не отважится сказать, что у него нет ума или разума, лишь потому, что он не может физически его обнаружить. Если мы не можем обнаружить в теле буддхи, это не значит, что его не существует. Впрочем, если кто-то заявляет, что никакого буддхи нет, применительно к нему это заявление оказывается верным.

Слово "кундалини" означает нечто свитое. Точнее говоря, это свитая катушка вашей осознанности. Потому древними учёными она сравнивалась со спиралью из тонкой нити, расположенной в стебле лотоса. Знаете ли, как расположена в стебле лотоса эта нить, до того как её оттуда извлекут? Вы обнаружите там тысячи маленьких ниточек, свитых в катушки. Потому учёные уместно назвали её "бисатанту танияси". Помните ли вы, что это имя — среди тысячи имён Великой Матери? Кундалини — это потенциальная форма пребывающей в нас Матери-богини. "Биса" означает стебель лотоса, "танту" — нить, а "танияси" — нежный и тонкий. Последнее значит, что нить эта является физической лишь до некоторой степени. За пределами же этого она прядётся из нашей осознанности. Теперь вы понимаете важность узкого канала, проходящего в центре позвоночника. Но если вставить туда иголку, эта "осознанность" превратится в физическую жидкость. Другой научный секрет, связанный с этим, но пока ещё неизвестный, состоит в том, что количество её на одну жизнь всегда ограничено. Когда кундалини достигает в седьмом центре высшего центра озарения, на уме, подобном занавесу, отражается вся вселенная. Ум в этом состоянии именуется Шивой. Тогда он — чистое сознание. Он полон чистой энергии, и энергия эта называется шакти. Таким образом, Шива — наш отец, а Шакти — наша мать. Мы должны стать Шивой, и достижение состояния Шивы — наша цель. Нынешнее состояние нашей эволюции является результатом цепи действий всех предыдущих жизней. Если мы в одном рождении живём согласно пути йоги, это позволит завершить всю будущую эволюцию, и кундалини будет пробуждена. Вот что вкратце можно сказать о сушумне и кундалини. Совокупность всех этих действующих в нас уровней сознания не ощущается нами сознательно. Но если мы увеличим мощность нашей осознанности (самоосознанности, то есть осознанности Я), тогда указатель, подобно ртутному столбику термометра, пойдёт вверх. По мере его продвижения мы станем сознавать всё, и так будет продолжаться, пока мы не станем Шивой.

(с) Э. Кришнамачарья "Оккультная анатомия" (отрывок)