Авадхута Даттатрея

Учение Авадхуты Даттатреи

Только йог имеет право учить йогов. Как воплощение Вишну, Даттатрея был в буквальном смысле прирождённым йогом. Поэтому у Него было много учеников, которых Он посвятил в йогические тайны. Вот некоторые примеры Его просветляющих предписаний:
Мои дети, позвольте Мне сказать вам одну вещь: если вы хотите достигнуть совершенства в тапасье [аскетизме], в джапе [воспевании имени Господа], или в йоге, вам потребуется огромная настойчивость. Если вы обладаете этим обязательным и первоочередным требованием, вы можете достичь всего, чего бы вы ни пожелали – будь это просветление, состояние бога или наивысшее положение в небесах или на земле.
Для тех, кто управляет своим умом и чувствами, и кто упорно продолжает заниматься с большой энергией – для таких нет ничего непостижимого и недостижимого, где бы это ни находилось. Крошечный муравей, если он будет настойчиво ползти, может пропутешествовать тысячи миль; с другой стороны, Гаруда, царь птиц и средство передвижения Вишну, не сможет пересечь даже маленькую канаву, если он не приложит усилий, чтобы взлететь.
Мои дети, если вы хотите заниматься йогой, вы должны устранить все привязанности из ваших сердец. Если вы не можете сделать этого, тогда придерживайтесь компании святых людей, поскольку святая компания [сатсанг] – панацея от болезни суетности. Откажитесь от всех желаний. Но если вы не можете делать даже этого, тогда взращивайте желание освобождения. Желание освобождения уничтожает все другие желания.
Тот, кто отрекается от бессмертного, неделимого, неизменного, вечно свободного Атмана, становясь вовлечённым в чувственные удовольствия – тот подобен отвратительной вороне, чьё внимание всегда поглощено всякой грязью и мерзостью. Избегайте вожделения и душевной грубости в мысли, слове и деле. Если ваш ум наслаждается чувственными удовольствиями, вы упустите небеса и освобождение.
Чувственность ведёт к страданию и неволе, в то время как духовность ведёт к счастью и освобождению. Глупцы наслаждаются контактом с телами других, которые наполнены грязью и сделаны из плоти, крови, костей, костного мозга, жира, мокроты и других нечистых элементов. Мудрый избегает такого контакта.
Знай это: есть три вида опьяняющих напитков, сделанных из патоки, мёда и зерна. Но существует и четвёртый напиток – вино похоти, которое опьяняет весь мир. Мудрый должен подняться над мирскими желаниями и сосредоточиваться на Высшей Реальности.
Необходимые компоненты человеческого тела управляются состоянием ума. Когда ум обеспокоен и неуравновешен, его капризы становятся соответственно неуравновешенными, и пожирают его самого. Поэтому ум должен быть защищён всеми возможными средствами. Различение и проницательность возможны только тогда, когда ум спокоен.
Всегда будьте проницательными и различающими. Если вы можете различать между Атманом и не-Атманом, то вы достигли кульминации йоги. В то время как подобная проницательность растёт в уме йога, он рассуждает таким образом: "Я – не это тело, которое состоит из земли, воды, огня, воздуха и эфира; и всё же, цепляясь за это тело, я желаю счастья. Удовольствие и боль одинаково приходят и входят в тело. Так как я – не тело, и так как в моей истинной природе нет никакого отлива и прилива, то я всегда один и тот же – безмятежный, умиротворённый, незатрагиваемый внешними событиями. Аналогично, удовольствие и страдание начинаются и заканчиваются в уме. Снова, так как я – не ум, и так как моя истинная природа не имеет ни начала, ни конца, я всегда один и тот же – безмятежный, умиротворённый, незатрагиваемый внутренними событиями. Пусть удовольствие и боль, наслаждение и страдание остаются в теле или уме; для меня они не имеют никакого значения, поскольку я есмь Атман – Абсолют Бытия-Осознавания-Блаженства".
"Почему я должен заботиться о заслугах, если у меня нет тела? Зачем мне богатство, если у меня нет ни рук, ни ног, ни головы? Поэтому в действительности у меня нет ни врагов, ни друзей, ни страдания, ни счастья, нет дома или богатства. И если это истинно для меня, тогда это истинно и для всех остальных. Пространство, или эфир, [акаша] – одно, но оно принимает форму согласно тому, в чём оно пребывает, и поэтому оно кажется пространством горшка, пространством кувшина, пространством комнаты и так далее. Точно так же Атман один, но он кажется чем-то многочисленным, пребывающим во многих телах".
Мои дорогие дети, Я рассказал вам вкратце о различении между Атманом и не-Атманом. Только человек, видящий во всём единство, только тот, кто видит только Атман во всех вещах, всюду и всегда, сможет достичь этого возвышенного состояния. Те, кто видят двойственность, те всегда погружаются в океан печали. Ум человека цепляется за различные материальные объекты в надежде получить от них удовлетворение. Вместо этого ему достаётся только страдание.
Если ваша любимая птичка убита котом, вам плохо. С другой стороны, если тот же самый кот убивает мышь, это никак не беспокоит вас вообще. Поэтому именно привязанность приносит страдание; единственное истинное счастье заключается только в непривязанности.
Снова, счастье и страдание зависят от соотношения гун [качеств]. Если имеется превосходство саттвы [благости, безмятежности], то человек счастлив, а если преобладают тамас [инерция] или раджас [неугомонность], то он несчастен.
Имеется сравнение – невежество человека подобно дереву. Эго – его росток, из которого вырастает ствол привязанности, с домом и собственностью в качестве его веток. Жена, дети и родственники – веточки, на которых растут листья и бутоны богатства. Достоинства и пороки – цветы; счастье и страдание – плоды. И это дерево, которое энергично росло в течение бессчётных столетий и теперь блокирует путь к освобождению, поливается и лелеется под воздействием гипнотических чар заблуждения. Желание чувственных объектов подобно облаку диких пчёл, роящихся вокруг дерева. Их жужжание убаюкивает и усыпляет те утомлённые души, которые, поглощённые мирскими удовольствиями, находят свой приют в его тени; и тогда уже для них нет никакой надежды на освобождение.
С другой стороны, те, кто заострили топор знания на точильном камне святой компании, могут срубить это дерево невежества и вступить в тихий и безмятежный сад Брахмана, где есть свобода от тернистых растений страсти и ослепляющей пыли желания. Здесь прекращаются все умственные волны, и каждый достигает просветления.
Мы – не результат сочетания различных элементов, объединённых с чувствами. Мы – Атман, и мы – вне майи. Как рыба, хотя и живущая в воде, всё же отличается от неё, так и Атман живёт в теле, но всё же отличается от него.
С помощью постоянной практики йоги человек освобождает себя от невежества и обретает воссоединяющее знание. Это называется освобождением, или мукти. Освобождение происходит из йоги, а йога – из различающего знания, различающее знание – из страдания, а страдание – из привязанности. Таким образом, ищущий освобождения человек должен избегать всех форм привязанности. Непривязанность порождает счастье. И поскольку непривязанность является результатом различения, то животворный поток воссоединяющего знания – это непривязанность.
Слушайте, вот путь к осознанию Высшего "Я": Очисти все чувственные органы с помощью пранаямы [контроля дыхания], все чувственные объекты с помощью пратьяхары [отвод ума от объектов], все умственные пороки через дхарану [сосредоточение], и, наконец, сожги все три гуны через дхьяну [медитацию]. Как огонь очищает металл, так и тапасья [духовная дисциплина] очищает тело, чувства и ум.
С помощью практики пранаямы можно побеждать усталость, неугомонность и меланхолию. Подобно тому, как человек может приручить с помощью любви и привязанности таких свирепых животных, как льва, тигра или слона, так и йог с помощью пранаямы побеждает всесильную жизненную силу [прану]. И тогда всё оказывается в его власти, и он может делать всё, чего бы он ни захотел.
Что касается положения тела – сядьте поудобнее. Существует много положений тела, но вам нужно выбрать какое-нибудь такое, в котором вы способны сидеть неподвижно в течение долгого времени. Верхние и нижние зубы не должны соприкасаться. Держите глаза слегка приоткрытыми, но не больше, чем было бы достаточно для лицезрения кончика носа. Сначала победите тамас с помощью раджаса, а затем победите раджас саттвой, и, наконец, растворитесь в чистом Брахмане.
Как черепаха втягивает свои члены в свой панцирь, так и йог отводит свой ум и чувства от мирских объектов, и сосредоточивается на Атмане. Таков путь, следуя которому человек может постичь Высшее "Я". Имеется десять точек для сосредоточения: вначале – пуп, затем последовательное продвижение вверх к сердцу, груди, горлу, рту, основанию носа, глазам, точке между бровями (трикути), лбу и, наконец, ко Всевышнему Брахману. Когда человек достигает совершенства в этих десяти концентрациях, он становится единым с Брахманом и свободным от болезней и смерти. Это – заключительная стадия йоги.
Небольшое предостережение: не занимайтесь йогой, когда вы голодны, утомлены или взволнованы. Избегайте медитировать там, где чрезвычайно холодно либо жарко. Не занимайтесь йогой около огня или воды, в переполненном месте, на грязном пастбище, у перекрёстка дорог, среди сухих листьев, во дворце, на участках кремации, или в любом другом месте, которое может порождать опасения. Окружающая среда играет жизненно важную роль в практике йоги.
Безжалостно избегайте плохой компании. Позже, когда ваш ум заполнится сознанием Божественного, то уже ни место, ни время, ни компания не будут способны потревожить вас. Йога может быть очень эффективной. Если вы ощущаете жар – медитируйте на снег; если вам холодно – сосредоточивайтесь на огне. Если вы обнаруживаете, что ваш ум беспокоен, думайте, что вы – огромная незыблемая гора, и что ничто не может поколебать вас.
Некоторые из признаков йога: его тело свободно от болезней, от него исходит нежный аромат. Его ум спокоен и свободен от жестокости. Его лицо безмятежно, его голос приятен; весь его вид яркий. Он довольствуется небольшим количеством пищи. Люди любят хвалить его в его отсутствие. Он не боится никого, и при этом никто не боится его самого.