Рунология в Третьем Рейхе

 

Вольфганг Краузе
 
Краузе родился в 1895 году в Берлине. В 1914 году он поступил на факультет классической филологии Берлинского университета, где изучает историю религии и индогерманистику (старое название индоеевропеистики, до сих пор используется в немецком языке как синоним этого слова - прим. перев.). В 1916 он переводится в Гёттинген, где в 1920 получил степень кандидата наук. Еще в 1917 году он пишет первое рунологическое иследование, “Runica”, посвященное расшифровке надписи на “Эггийском камне”.
В 1928 году Краузе получает степень профессора кельтской филологии и год спустя переезжает в Кёнигсберг, где заведует кафедрой сравнительного языкознания и занимается рунологическими исследованиями.
В 1936 году, успев опубликовать множество работ и статей, Краузе создает архив исследований в области рунологии при Кёнигсбергском университете. Однако зимой 1938 года он принимает должность профессора индогерманистики и рунологии при университете Гёттингена, где вскоре основал “Институт рунологических исследований”.
С 1940 года Краузе переформировывает ИРИ в “Центр рунологических исследований при “Ahnenerbe”. Весной 1943 года он становится руководителем “Отделения рунологических исследований при “Ahnenerbe”, вместе с Карлом Вайгелем, который занял пост руководителя “Отделения иероглифических исследований”. Вскоре оба отдела начинают совместную работу.
К счастью для Вайгеля и Краузе, оба занимали достаточно высокие посты в “SS”, чтобы избежать идеологических неприятностей. Тем более, для руководства “Ahnenerbe” много значил и тот факт, что двое всемирно известных ученых могли, наконец, разобраться со всей путаницей, которая накопилась в этой области из-за непрофессионализма многих работников этого отделения с момента его основания в 1939 году. Действительно, в этой должности Краузе удалось сделать несколько настоящих открытий (как, например, исследовать надписи на горе Ковель).
Краузе также занимался исследованием проблемы происхождения рунической письменности. Он считал, что хотя руны, судя по всему, были заимствованы из северо-италийских алфавитов, эти заимствованные знаки наложились на германскую пиктографию, и приобрели в связи с этим несколько иные значения. Таким образом, Краузе занимался как сравнением рунической письменности с северо-италийской, так и реконструкцией до-рунической символики, разрабатывая теорию происхождения некоторых рун из древнегерманских идеографических символов:
“В начале бронзового века древние германцы, судя по всему, могли пользоваться идеографическими до-руническими знаками в своей культовой и магической деятельности. Эти идеограммы были достаточны просты в своем написании и были близки по своему виду северо-италийскому алфавиту. Таким образом, при возникновении древнегерманской рунической письменности были совмещены северо-италийские буквы и до-рунические идеограммы, причем не только по форме, но и по значению, так что руны, помимо звуковых значений, имели также значение смысловое”. (цит.по: Krause, Wolfgang “Was man in Runen ritzte” Halle/Saale, Niemeyer, 1943)
Руководство “Ahnenerbe” положительно восприняло исследования Краузе (ср. к примеру Wolf, Werner “Rezension: Krause, Wolfgang: Was man in Runen ritzte”. In: AfdA. Bd. 55(1936), S.97-99), что позволило ему продолжить свои исследования. Скандинависты, однако, восприняли теорию Краузе достаточно скептически. (см.Hunger, Ulrich, “Die Runenkunde im Dritten Reich. Ein Beitrag zur Wissenschafts- und Ideologiegeschichte des Nationalsozialismus”, Frankfurt/Main, Lang, 1984, S.88)

Рунология и “Наследие предков”

“Общество изучения древненемецкой истории, идеологии и наследия немецких предков” (Studiengesellschaft fuer Geistesurgeschichte Deutsches Ahnenerbe) было основано 1 июля 1935 года Генрихом Гиммлером, Германном Виртом, Рихардом Дарре и другими. Первым руководителем его был один из лидеров народнического движения, Германн Вирт. После того, как “Ahnenerbe” вошло в состав “SS”, Вирт попытался также расширить свою компетенцию, что вызвало неудовольствие Гиммлера. В феврале 1937 года Вирт был смещен с поста президента общества (получив номинальную должность “почетного президента”) и отдален от руководящего аппарата. Его сменил индогерманист Вальтер Вюсст.
В процессе преобразований название сократилось до “Наследие предков”, а объект изучения сместился с германской истории на индогерманскую, рассматривая германцев как “хранителей индогерманской культуры” и занимаясь изучением “мировой культуры через призму индогерманского языка и культуры”. (цит. по Wuest, Walther “Zur Erkenntnis deutschen Wesens. Deutsches Ahnenerbe - Das Ahnenerbe”. In: Germanien. Jg.5- H.4 (1937), S. 97-101)
В 1939 году происходят новые перемены в структуре общества. Президентом становится Гиммлер, куратором – Вюсст, председателем – Вольфрам Зиверс. Устав общества гласил: “Изучение ареала, духа, действий и наследия нордических индогерманцев и публикация этих исследований” (Raum, Geist, Tat und Erbe des nordrassischen Indogermanentums zu erforschen, die Forschungsergebnisse zu gestalten) (ibid.).
Одной из важнейших исследовательских задача “Ahnenerbe” было изучение германских рун и идеографии. Этим занимались Вольфганг Краузе, Герман Вирт, Карл Теодор Вайгель, Карл Конрад Руппель, Отто Иозеф Плассман и Франц Альтхайм.