Германн Вирт
Германн Вирт родился в 1885 году в голландском городе Утрехте. Изучал филологию, германистику, историю и теорию музыки, в 1910 году получил степень кандидата наук за диссертацию “Упадок голландских народных песен”. В 1924 году входит в ряды NSDAP, затем присоединился к марксистским кружкам в Голландии, потом, в 1926, снова оказался в рядах национал-социалистов.
В 1928 году Вирт издает книгу “Заря человечества” (Der Aufgang der Menschheit), в 1933 – двухтомник “Священная письменность человечества” (Die heilige Urschrift der Menschheit), в 1933 – перевод и комментарии “Хроники Ура-Линда” (Ura-Linda Chronik), где стремился доказать подлинность этого документа. Ни одна из его работ не была принята всерьез – как немецкими учеными, так и верхушкой NSDAP, включая Гитлера и Розенбергера. В 1934 году Вирт обратился к Генриху Гиммлеру, чье увлечение эзотерикой было известно всем. Именно по инициативе Вирта и было создано “Общество изучения наследия немецких предков”.
Вирт, исследуя доисторические идеограммы и системы письменности разных культур, пришел к выводу, что письменность распространилась по свету благодаря влиянию и миграциям нордической прото-расы, культурным центром и колыбелью (Urkulturzentrum) которой был Атлантис, расположенный в Арктике.
“В Арктике и Северной Атлантике удалось соединить в едином прото-культурном кругу (Urkulturkreis) календарную и космическую иероглифику. В основе его лежит Бого-Переживание во времени и пространстве (Gotteserlebnis in Zeit und Raum), понимание Миро-устройства (Weltordnung) – Меры (Mass) всех вещей. Это миро-устройство проявляется через вечное Круговращение (ewige Kreislauf). Эта Мера, через которую проявляют себя Мировой Дух, Мировой Творец и Мировой Владыка (der Weltgeist, der Weltschoepfer und Weltordner), через которую устанавливает себя Миропорядок (die Weltordnung) – это мера есть Солнце”. (цит. по: Wirth, Hermann “Die heilige Urschrift der Menschheit”, 2. Bde, Leipzig, Hase & Koehler, 1931, S.93)
Согласно теории Вирта, письменность возникла из символов, коими пра-люди обозначали небесные положения солнца. Вместе с тем эта рунические прото-письменные знаки были божественной символикой, выраженном через календарные знаки древнего нордического (altnordisch) года, возникшие из символов, обозначавших восемь частей солнечного круга около пятнадцати тысяч лет до н.э.
Несмотря на все усилия Вирта, в научных кругах он смог добится только дурной славы фальсификатора и фантазера. В 1937 году Гиммлер ограничивает поле его деятельности, и вскоре, после года практически бесплодной работы Вирта, увольняет его из “Ahnenerbe”. Тем не менее, в кругах “Ahnenerbe” он оставался признанным авторитетом в вопросах индогерманской истории. Так, в 1943 году председатель общества Вольфрам Зиверс заметил: “Мы обязаны Вирту за то, что он указал нам путь в исследовании истории индогерманского духа, его древнейшей и древней истории”. (цит. по Poliakov, Leon & Wulf, Joseph, “Das dritte Reich und seine Denker”, Wien, Ullstein, 1983, S.243)
Карл Теодор Вайгель
Карл Вайгель родился в 1892 году в Тюрингене. По профессии книготорговец, с ранней юности он интересовался рунами, которые считал скорее идеографическими знаками, содержащими в себе скрытый мистический смысл, нежели чем просто письменностью.
Первая книга Вайгеля, “Живая древность вокруг нас” ("Lebendige Vorzeit rechts und links der Landstra?e"), выходит в 1934 году, и представляет собой переработку идей Гвидо Листа и Германна Вирта об эволюции и переосмыслении рунических идеограмм в истории немецкой архитектуры и живописи; а следующую книгу, “Руны и идеограммы” (“Runen und Sinnbilder”, 1935) можно было бы назвать своеобразным справочником “кто есть кто в рунической эзотерике”, поскольку основана она исключительно на теориях Вирта, Неккеля, Кюммера, Листа, Горслебена, совершенно упуская из виду какие-либо научные работы по данному вопросу. В то же самое время Вайгель считает себя высокообразованным человеком и свысока относится к “ненаучному подходу”. Ср., к примеру, его критику Горслебена:
“Доказательства по большей части построены на ассоциациях и игре слов. Чтобы вызвать естественные сомнения в его теории, достаточно уже того, что слово “ЭДДА” трактуется автором как “ЭТо, ТАм” (“eh-da” – “то, что существовало в начале”, von Anfang an vorhanden)”. ( цит по: Weigel, Karl Theodor “Runen und Sinnbilder”, Berlin, Metzner, 1935, S.79f)
Одновременно с этим Краузе, рецензируя книгу Вайгеля (Krause, Wolfgang, “Rezension: Weigel, Karl Theodor: Runen und Sinnbilder”, in: HZ. Bd. 152(1935), S. 552-556), отмечает множество неточностей и ошибок не только в этимологических толкованиях или приведенных в книге рунических надписях, но и в вопросах, касающихся названий рун или последовательности футарка.
Для Вайгеля рунология была новым направлением в науке, которое должно было сочетать в себе этнографию, историю и языкознание, занимаясь изучением “пра-языковых рунических знаков” (ursprungliche Runenzeichen), следы коих в германской культуре сохранились самым, казалось бы, невероятным образом - в способах укладки деревянных брусьев при постройке хижин, в резных узорах, в гербах и символах гильдий, в христианской символике. Понятно, что Вайгель отстаивал гипотезу о германском происхождении рунической письменности.
В весной 1936 года Вайгель, несмотря на отсутствие академического образования, был назначен руководителем “Отдела по исследованию идеографических знаков”, позже переформированного в “Отдел по исследованию письменности и идеографии при “Ahnenerbe”. После увольнения Вирта, по инициативе Вюсста он берет на себя руководство над “Департаментом по изучения и исследований письменности и идеографии”. В 1943 отдел Вайгеля был соединен с “Центральным отделом по рунологическим исследованиям при “Ahnenerbe”, которым руководил Вольфганг Краузе.
Общее направление рунологических исследований в Третьем Рейхе
В отличие от правящей верхушки, Альфред Розенбергер и Генрих Гиммлер придерживались взглядов, отличающихся от основной идеологической линии нацистского режима, и характерных, прежде всего, для германского нео-романтизма – то есть, поставив себе целью а) возродить германскую культуру, б) постулируя при этом высокий культурный уровень древних германцев.
Наука о рунах, или рунология, была одним из средств воплощения неоромантических идей в направлении исследований индогерманского наследия. Основные отличия германской рунологии того периода – это толкование рунической письменности как идеографической/иероглифической, попытки расшифровать смысл этихзнаков через эзотерику. Исследования эти велись, за исключением отдельных случаев, в четком соответствии с государственной идеологией.
© 2009 «Империя Духа» Научно-популярный портал о религии
http://www.imperia-duha.ru/rubric_70.html
- << Prev
- Next