КАРТЫ ФАРАОНА РАМЗЕСА
Наиболее распространенная гипотеза о происхождении колоды Таро считает священную «Книгу Тота» источником возникновения Старших и Младших Арканов, а их родиной – Древний Египет.
В Древнем Египте бог Тот именовался Повелителем Божественных Книг и Писцом Собрания Богов. В загробном царстве на Суде Осириса он записывал приговоры Суда. Мудрый Тот также считался составителем свода законов Верхнего и Нижнего Египта.
Бог Тот был покровителем знаний, магии и медицины; ему известны все волшебные слова и чудодейственные заклинания, которые существуют в мире земном и потустороннем. В Додинастическую эпоху Тот, как божество Луны, идентифицировался с левым глазом Хора-сокола. Левый глаз Хора символизирует воскресение после смерти: когда Сет убил Осириса, Хор, сын Осириса и Исиды, воскресил отца, дав ему проглотить свое Око, которое Сет перед тем изрубил на части, а Тот, бог врачевания, собрал по частям, срастил их, - и Око воскресло.
История, к сожалению, не сохранила бесспорных доказательств относительно материального воплощения египетского бога Тота. Некоторые исследователи утверждают, что Тот, или как его еще называли Тутти, пришел на землю Египта после гибели острова Атлантида. Если принять во внимание время потопа погубившего цивилизацию атлантов, достаточно определенно указанное Платоном, то получится, что Тот объявился в Египте примерно в 9600 году до Р.Х. Но это не совсем совпадает с делами Тота, считающегося изобретателем письменности (или принесшим ее из Атлантиды), поскольку известная нам древнейшая летопись, не считая символического письма на колоннах храмов, датируется 4400 годом до Р.Х. Конечно, более древние источники письменности могли попросту не дойти до наших дней, или же Платон в своей «Критии» попросту ошибся на 5000 лет.
Из дошедших до нас документов имя Тота впервые упоминается в Священной Книге Мертвых, относящейся к 3633 году до Р.Х. В частности, там есть такие строки: «В городе Гермополисе (название происходит от греческого имени Тота – Эрмий – Гермий – Гермес) сыном фараона Менкауры была найдена «под ногами бога Тота» алебастровая плита, окрашенная голубой краской и содержащая святое изображение».
Тот также упоминается в диалоге Платона «Федр» (274): «…близ египетского города Навкратиса родился один из древнейших тамошних богов, которому посвящена птица, называемая ибисом. А самому божеству имя было Тевт (Тот). Он первым изобрел число, счет, геометрию, астрономию, вдобавок игру в шашки (сенет) и в кости, а также письмена. Царем над всем Египтом был тогда Тамус, правивший в великом городе верхней области, который греки называют египетскими Фивами, а его бога – Аммоном (Амоном). Придя к царю, Тевт (Тот) показал свои искусства и сказал, что их надо передать остальным египтянам. Царь спросил, какую пользу приносит каждое из них. Тевт стал объяснять, а царь, смотря по тому, говорил ли Тевт, по его мнению, хорошо или нет, кое-что порицал, а кое-что хвалил. По поводу каждого искусства Тамус, как передают, много высказывал Тевту хорошего и дурного, но это было бы слишком долго рассказывать. Когда же дошел черед до письмен, Тевт сказал: «Эта наука, царь, сделает египтян более мудрыми и памятливыми, так как найдено средство для памяти и мудрости». Царь же сказал: «Искуснейший Тевт, один способен порождать предметы искусства, а другой – судить, какая в них доля вреда или выгоды для тех, кто будет ими пользоваться. Вот и сейчас ты, отец письмен, из любви к ним придал им прямо противоположное значение. В души научившихся им они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним знакам, а не изнутри, сами собою. Стало быть, ты нашел средство не для памяти, а для припоминания. Ты даешь ученикам мнимую, а не истинную мудрость. Они у тебя будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами, людьми трудными для общения; они станут мнимомудрыми вместо мудрых».
Французский богослов, языковед и оккультист граф Антуан Кур де Жеблен утверждал, что само понятие «Тарот» было основано на древнеегипетском ритуале, связанном с культом бога книг и письменности Тота, составившего «книгу» египетской мудрости или священную «Книгу Тота». Считается, что эта книга является Ключом к Бессмертию, поскольку содержит все секреты процесса, посредством которого человек может обрести бессмертие. Кроме того, в книге содержится ключ к остальным сочинениям Тота-Гермеса. Известно, что все страницы «Книги Тота» были покрыты странными иероглифами и символами, которые дают тем, кто знает, как их использовать, неограниченную власть над духами воздуха и подземными божествами. Когда определенные участки мозга стимулируются секретными процессами в Мистериях, сознание человека расширяется и ему позволено видеть Бессмертных и присутствовать при высших божествах. «Книга Тота» описывает метод, которым такая стимуляция может быть достигнута.
М. П. Холл писал: «Согласно легенде, Книга Тота хранилась в золотом ящике во внутреннем святилище храма. Был от нее только один ключ, и хранился он Мастером Мистерий, высшим инициированным Герметической Арканы. Он один знал, что написано в секретной книге. Книга Тота была утеряна для древнего мира с закатом Мистерий, но преданные посвященные унесли ее запечатанной в священном футляре в другие земли. Книга все еще существует и продолжает вести учеников в нынешнем веке в святилище Бессмертных. Никакой другой информации о Книге нет, но последовательность апостолов от первого жреца, инициированного самим Гермесом, остается необорванной до наших дней, и те, кто подготовлен, чтобы служить Бессмертным, могут открыть этот бесценный документ, если они будут искать искренне и без устали».
Он также отмечает: «Гермес в Книге Тота открыл всему человечеству Единственный Путь, и уже целые века мудрецы всех народов и вер достигают бессмертия через Путь, установленный Гермесом среди мрака во искупление человечества».
Некоторые исследователи считают, что египетским жрецам знание Таро было передано из самой Атлантиды (как упоминалось выше, возможно Тот-Гермес был выходцем из Атлантиды). По преданию, в Древнем Египте имелся храм, в котором проводились мистерии оккультного посвящения. Каждая из последовательных ступеней инициации проводилась в особой комнате. Всего их было 22. На стенах комнат имелись символические картины, от которых впоследствии произошли Великие Арканы Таро. В Мистериях Исиды и Осириса символизация Божьего Промысла представала как 22 высеченных на камне рисунка, ставших после вторжения халифа Омара Великими Арканами Таро, или Священной Книгой Тота. Об этом можно прочитать в книге «Египетские мистерии», приписываемой Ямвлиху и дошедшей до нас через П. Кристиана – яркого представителя французской традиции Таро. П. Кристиан в своей «Истории магии» описывает ритуал посвящения в египетские мистерии, в котором особую роль будто бы играли изображения, схожие с картами Таро: «Эти двадцать две картины располагались попарно, друг против друга. Проходя мимо двадцати двух картин галереи, посвященный получал наставление от жреца». Они были вырезаны на камне в нишах, разделенных колоннами, в галерее Арканов, где неофиты проходили свое посвящение и которая, по преданию, и поныне существует в неприкосновенном виде посреди сфинксов и пирамид.
Также существует предание, что во времена фараона XIX династии (1306 – 1186) Рамзеса II (Усермаатра-Сетепенра, 1290 - 1224) символы Таро были представлены на золотых пластинах.
Сторонником египетского происхождения Таро был и уже упоминавшийся выше граф Антуан Кур де Жеблен, с 1776 года являвшийся членом масонской ложи «Девять сестер», куда входили, кстати, Вольтер и Дантон. Он изучал богословие в университете Лозанны, а потом, будучи уже странствующим проповедником Реформированной церкви, увлекся мифологией и сакральными таинствами. Кур де Жеблен известен, прежде всего как автор многотомного труда, который он писал всю жизнь, но так и не успел закончить. Вышел этот труд лишь после его смерти под названием «Первоначальный мир, анализированный и сравненный с миром современным» («Le Monde primitive, analise et compare avec le monde moderne»). В нем он, в частности, анализирует символику карт Таро с помощью Каббалы, доказывая, что символы Арканов возникли в Египте через полтора века после всемирного потопа.
Знаменитый французский оккультист и исследователь Таро Папюс также связывает происхождение Таро с Древним Египтом и излагает по этому поводу следующую легенду:
«Когда Египту раз угрожало нашествие иноплеменников, жрецы, зная, что на этот раз царство фараонов уже не восстановить, решили приготовиться к гибели всего. Они собрали всех ученых, чтобы обсудить, как сберечь знание, накопленное тысячелетиями, как передавать его будущим поколениям, которые, они знали, придут после варваров.
Сначала думали доверить знание добродетели. Выбрать среди посвященных особенно добродетельных лиц и поручить им хранить знание и передавать его только таким же добродетельным людям, как они сами, из поколения в поколение.
Но один жрец возразил на это, что добродетель – это самая хрупкая вещь на свете и что, кроме того, ее труднее всего найти, особенно тогда, когда она нужна. Поэтому он предложил доверить сохранение тайн пороку, который всегда и везде имеется налицо и необыкновенно прочен в людях.
Порок, сказал он, никогда не исчезнет совершенно, и мы можем быть уверены, что наши принципы, если мы доверим их пороку, сохраняться долго и хорошо.
Это мнение было принято, и была изобретена игра, как служащая пороку, в которую была вложена вся тайная доктрина. Тарот состоял первоначально из небольших металлических пластинок, на которых были выгравированы таинственные фигуры. Известно, что игроки очень суеверны. И они, хотя и не понимали их значения, тем не менее в точности сохраняли все фигуры и знаки и передавали Тарот из поколения в поколение гораздо лучше, чем могли бы сделать это какие бы то ни было добродетельные люди.
И таким образом Тарот, представляющий синтез или квинтэссенцию всего знания древнего мира, дошел до нас под видом игральных и гадальных карт».
Поэтому серьезному исследователю оккультных наук колода Таро несет символическую запись древнего учения, а для непосвященного она оказывается лишь забавной игрушкой.
Идею египетского происхождения карт Таро также поддерживал и ученик графа Антуана Кур де Жеблена французский оккультист и каббалист Эттейла. Он «открыл», что 3953 года назад (считая от 1783 года), то есть «ровно 171 год спустя после потопа» семнадцать древнеегипетских мудрецов во главе с легендарным Гермесом Трисмегистом создали Арканы Таро и выгравировали их на золотых табличках. Он утверждал, что ему было явлено видение египетских золотых скрижалей с изображениями Старших Арканов. Поэтому и свою колоду он постарался нарисовать «под Египет» (отсюда же, кстати, в колодах его последователей в карте «Колесница» появились сфинксы).
Однако подлинность египетского источника происхождения Таро никогда не была установлена достоверно. И дело не только в том, что рисунки носят более современный характер, но и в том, что символизм является скорее французским, чем египетским. Просто во времена Эттейлы во Франции как раз зарождалась мода на Египет (прерванная Французской революцией, но возобновившаяся с египетским походом Наполеона). Действительно, кроме сочинения, приписываемому Ямвлиху, и преданий герметических орденов, у нас нет доказательств существования «Книги Тота» (Великих Арканов Таро) в Древнем Египте.
- Prev
- Next >>