КОЛОДА ТАРО ВЕЧНОСТИ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

b_300_200_16777215_00_images_stories_tarot_egipet_08e.jpg

Иллюстрация Аркана «Справедливость» в колоде «Таро Вечности или карты фараона Рамзеса» отлична от традиционных композиций тем, что вместо одной фигуры Справедливости на карте изображены три. Предположительно это сам фараон Рамзес II, его жена и верховный жрец – олицетворение земного правопорядка и власти. За их спиной фреска, изображающая загробный суд богов, где Тот и Маат взвешивают сердца людей.
Вообще, в древнеегипетских мифах (Гелиопольской космогонии) богиней правопорядка считалась Тефнут. Она была первой богиней, которую вместе с богом воздуха и ветра Шу создал бог-творец Атум. Атум знал, что только ветер сможет привести в движение первозданный бескрайний холодный Океан. Но он также знал, что если в мир придет движение, то все сотворенное: горы, растения, птицы, животные и люди будет немедленно разрушено силами тьмы и вновь превратиться в Хаос. Бессмысленно было творить что-либо, покуда в мире отсутствует стабильность и никто не стоит на страже законов мироздания. Поэтому Атум решил, что одновременно с ветром надо создать могущественную богиню, которая будет охранять и поддерживать миропорядок. Тогда мир станет стабильным и будет защищен отныне и навсегда.
Приняв после долгих раздумий это мудрое решение, Атум приступил к сотворению мира. Он изверг семя себе в рот, оплодотворив сам себя, и вскоре выплюнул изо рта Шу, бога ветра и воздуха, и изрыгнул Тефнут, богиню мирового порядка. (В оригинале текст построен на созвучии имен «Шу» и «Тефнут» и соответственно глаголов «выплюнуть» и «изрыгнуть» - мотив творения Словом. Это характерный пример отождествления богов: Тефнут, богиня влаги, в данном случае отождествляется с богиней правды и мирового порядка Маат).
После того как мир был создан, наступил век богов – время, когда боги пребывали на земле вместе с людьми. Боги царствовали по очереди, сменяя друг друга на земном престоле. Первой и самой долгой была эпоха царствования Ра – бога Солнца, творца мира и Владыки всего сущего. Тефнут стала Оком Ра – Солнечным Оком, хранительницей справедливости и законов.
Око Ра, или Солнечное Око – правый глаз Хора-сокола, олицетворяет могущество и власть. Чаще всего оно изображается в виде кобры-урея и поэтому отождествляется с богиней-коброй Уаджит, покровительницей Низовья. Око-урей охраняет справедливость и закон и убивает своими лучами всех врагов миропорядка, установленного Атумом и Тефнут (или Ра и Маат). На одном изображении крылатый урей в виде богини Уаджит защищает Амона от злых сил; корона Амона тоже увенчана двумя уреями. Солнечное Око отождествлялось также с Маат, Нехбет, Хатхор и со всеми богинями, изображавшимися в виде львицы: Тефнут, Мехит, Сохмет и другими, а также с правым глазом Хора-сокола – Солнцем, которое умерев вечером на западе, утром неизменно воскресает на востоке.
Также согласно древнеегипетским мифам, на носу Солнечной Ладьи или Ладьи Вечности, на которой боги во главе с Ра перевозили Солнце, стоят две богини – Маат и Хатхор. Обе они – воплощения Ока Ра. Маат охраняет миропорядок, а Хатхор защищает справедливость и закон.
Маат («страусиное перо»), в египетской мифологии богиня истины, правосудия и гармонии, дочь бога солнца Ра, участница сотворения мира, когда был уничтожен хаос и восстановлен порядок. Она играла заметную роль в загробном суде Осириса. Душа умершего взвешивалась на чашах весов, уравновешенных страусиным пером богини или ее статуэткой (поэтому эмблемой судей в Древнем Египте была статуэтка Маат, которую они носили на груди). Весы держал Анубис, бог с головой шакала, а приговор выносил супруг Маат, бог Тот. Если сердце было отягчено преступлениями, чудовище Амту, лев с головой крокодила, пожирало умершего. Если покойный прожил жизнь «с Маат в сердце», был чист и безгрешен, то оживал для счастливой жизни на полях рая, иару. Маат обычно изображали с пером в прическе, которое на суде она возлагала на чашу весов. Считалось, что люди живут «благодаря Маат, в Маат и для Маат».
Также прототипом Справедливости в египетской мифологии может послужить воинственная богиня Нейт, которая помогает богу Солнца Ра сражаться со змеем Апопом. Эпитет Нейт – «Устрашающая». Она – покровительница войск, неизменно возглавляет армию фараона и дарует ей победу. Но хотя Нейт и безжалостна к врагам Ра, и беспощадна во время войны, в мирные дни она – добрая богиня, покровительница охоты и ткачества, подательница урожая и защитница умерших. В Дуате, на Суде Осириса, Нейт вместе с Исидой, Нефтидой и богиней-скорпионом Серкет защищает умерших.

ОТШЕЛЬНИК

b_300_200_16777215_00_images_stories_tarot_egipet_09e.jpg

Отшельник предстает в образе древнеегипетского жреца в белых одеждах с переброшенной через левое плечо шкурой леопарда – знаком служителя культа мертвых. В левой руке он держит традиционный золотой посох, а правой бросает в раскаленные угли магический порошок. За спиной жреца фреска с изображением собакоголового бога Тота также с посохом в руке. Мудрый Тот – писец Ра, изобретатель чисел и иероглифов, посыльный богов, «владыка истины», покровитель книг, знаний, магии и медицины; ему известны все волшебные слова и чудодейственные заклинания, которые существуют в мире земном и потустороннем. Серебряная лодка Тота – Луна – перевозит умерших через ночное небо в потусторонний мир – за горизонт.
Однако традиционно Отшельника в Таро символизирует фигура старца в темном плаще с капюшоном. В одной руке он держит посох, а в другой – лампу. Если Таро имеет египетские корни, то лампа Отшельника может быть связана с праздником Горения Ламп, который 24 июня отмечали в Древнем Египте. В подземной часовне под основным зданием храма Исиды находился деревянный гроб бога Осириса. Жрицы, жрецы и посвященные собирались в этом потаенном месте, держа в руках зажженные лампы, с которыми они обходили вокруг гроба. Египтяне говорили, что Исида вернула Осириса к жизни с помощью лунного света (9 – номер Аркана Отшельник и число Луны). Миф также гласит, что когда Осирис умер, он отправился на Луну.
Возможно также, что светильник Отшельника является напоминанием о таинственных древних лампах. Любопытный факт: ученые Каирского музея пришли к выводу, что древние мастера умели изготавливать лампы, горящие тысячелетиями без замены фитиля и топлива. Такие лампы не чадили, не считая легкого облачка дыма при их разбивании или тушении. Вечно горящие светильники находили в индийских и китайских храмах, в храмах обеих Америк, однако ни один из них не достался ученым целым.
Например, подобный светильник был найден в гробнице дочери Цицерона Туллии около Аппиевой дороги во времена папства Павла III. Удивительным было то, что он горел в помещении, в которое кислород не проникал 1600 лет. Он освещал погруженное в прозрачный раствор, препятствующий разложению, тело юной девушки с длинными золотистыми волосами. Однако когда в усыпальницу вошли люди, ворвался ветерок, затушил пламя, и лампа потухла. Зажечь же светильник вновь не удалось. Также описание подобной лампы можно обнаружить в трудах Плутарха. Он утверждал, что такой светильник висел над дверью храма Юпитера – Амона. Этот рассказ дополнял святой Августин, упоминая в своих сочинениях древнеегипетскую «дьявольскую» лампу, которую не гасили ни вода, ни ветер.
Еще один вечно горящий светильник обнаружили в Эдессе (Антиохия) во времена правления императора Юстиниана (VI век). Он находился в нише над городскими воротами и горел, судя по выбитой на нем дате зажжения, более 500 лет, пока не был разбит солдатами.
Также подобную лампу обнаружили на территории Англии в гробнице неизвестного адепта ордена розенкрейцеров. К сожалению, благодаря хитроумному приспособлению – механическому рыцарю с длинным копьем, который при вторжении извне должен был разбить лампу, уникальный светильник также не попал в руки ученых.
Образ Отшельника также напоминает Духа-хранителя пирамид долины мертвых в Египте. Некоторые утверждали, что видели «духа пирамид» и в виде старца, который бродил вокруг гробниц, размахивая огнем в сосуде типа кадильницы…