КОЛЕСО ФОРТНУНЫ
На иллюстрации вместо традиционного Колеса Фортуны изображен праздник в честь фараона – Хеб-сед. Хеб-сед – это древнеегипетский «праздник хвоста», который с пышностью отмечался в тридцатый год правления фараона и затем, как правило, каждые следующие три года его царствования. Только царица Хатшепсут отметила Хеб-сед раньше этого срока, в шестнадцатый год своего правления. Зачастую празднование сопровождалось возведением особого храма, из которых наиболее известен храмовый комплекс, возведённый Осорконом II в Бубастисе. Праздник имеет весьма древнее происхождение и, по-видимому, отмечался уже во времена Дена и Джосера. Хвост животного был в то время необходимым предметом царского облачения; позднее в церемониалах его заменил джед. По мнению отдельных исследователей, праздник знаменовал магическое восстановление мужских сил царя и тем самым плодородия подвластной ему страны, заменив более древний обряд убиения состарившегося вождя.
Одной из основных отличительных особенностей царя и богов от смертных являлось их непосредственное участие в циклах жизни и смерти.
Одним из таких ритуалов являлся как раз праздник обновления жизненных сил царя. Во время этого праздника царь, как участник божественных циклов, проходил через ритуал смерти и омоложения. Во время кульминационной точки ритуала царь переживал наибольшую потерю своих жизненных сил (надир, абсолютный ноль). В этот самый момент практически одновременной смерти и возрождения царь на мгновение возращался к первоначальному состоянию Хаоса. Это становилось новой точкой отсчета жизни царя, как вновь рожденного бога.
Вот, оказывается, в чем заключался смысл всего ритуала - в абсолютном "обнулении". Царь на мгновение становился богом. Не номинально (как воплощение бога на земле), а реально, посредством ритуала.
Это было самым опасным временем для Египта, когда от успеха или неудачи ритуала зависела судьба страны. Представляю, как в полном молчании застывали жрецы и собравшийся народ. Ну а когда царь выходил, удачно пройдя через процесс возрождения, праздник переходил плавненько в фазу ликования и радости для всего народа :-) То есть "заключительный этап Хеб-Седа с обрядами "воцарения" "Нового фараона", которые повторяли часть обычных египетских коронационных обрядов."
СИЛА
В образе Силы представлена Бент-Анат – дочь фараона Рамсеса II от царицы Иситнофрет I. Она была второй великой царской супругой, которой она стала практически одновременно с Нефертари, однако находилась в тени вплоть до кончины последней. О происхождении Иситнофрет I почти ничего не известно. Среди ее титулов, как и у Нефертари, отсутствует эпитет “дочь царя” – в ее жилах не текла кровь фараонов. Ввиду того, что ее старшая дочь Бент-Анат носила сирийское имя, многие специалисты предполагали, что Иситнофрет не была египтянкой; однако эта гипотеза чересчур сомнительна. Интересно, что ушебти Бентанат были найдены экспедицией Дж. Мартина в Саккара, в гробнице, которая была подготовлена для Хоремхеба, когда он еще был только вельможей. Хорошо известно, что Бент-Анат была похоронена в Фивах; ее гробница, к сожалению, сильно пострадавшая от пожара, обнаружена в Долине цариц. Но как тогда объяснить присутствие ее погребального инвентаря в гробнице человека, которого судьба сделала фараоном на стыке двух колоссальных династий? Не было ли какого-либо родства между Хоремхебом и матерью Бент-Анат, царицей Иситнофрет I?
Впоследствии Бент-Анат стала женой своего отца, фараона Рамзеса II. Известно, что он был женат на своих двух дочерях – Мерит-Амон (от Нефертари) и на Бент-Анат (от Иситнофрет). От этих браков были дети.
ПОВЕШЕННЫЙ
Вместо традиционной фигуры Повешенного в колоде «Таро Вечности» на иллюстрации изображено несколько фигур – это скованные цепями рабы, вынужденные тяжело и много трудиться на строительстве храмов, дворцов и пирамид. Следует отметить, что из страха перед грабежами всех строителей египетских пирамид, которые во время работы узнали проходы в пирамиды, впоследствии казнили.