КОЛОДА ТАРО ВЕЧНОСТИ

СМЕРТЬ

b_300_200_16777215_00_images_stories_tarot_egipet_13e.jpg

В колоде «Таро Вечности или карты фараона Рамзеса» вместо традиционного скелета изображена мумия фараона в саркофаге. Слева от нее изображен Осирис, а справа – Анубис.
Осирис, в египетской мифологии бог растительности и производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он царствовал на земле после богов Pa, Шу и Геба и научил египтян земледелию, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов. Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в саркофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила. Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире. Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.
Анубис, в египетской мифологии бог - покровитель мертвых, сын бога Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его.
Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов и называют богом бальзамирования. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса. Анубиса изображали в виде шакала или дикой собаки Саб черного цвета (или человека с головой шакала или собаки).
На заднем плане на фоне звездного неба изображен бог Тот и его жена богиня Маат. Как писец богов, Тот присутствовал на суде Осириса и записывал результаты взвешивания души покойника. Поскольку Тот принимал участие в погребении Осириса и давал приказ о его бальзамировании, считалось что он принимает участие и в погребальном ритуале всякого покойного египтянина и ведет его в царство мертвых. На этом основании Тот идентифицируется с греческим вестником богов Гермесом, которого также называли Психопомпом («ведущим души»).
Супруга Тота, богиня Маат («страусиное перо»), в египетской мифологии богиня истины, правосудия. Обычно ее изображали с пером в прическе, которое на загробном суде Осириса она возлагала на чашу весов. Весы держал Анубис, а приговор выносил супруг Маат, бог Тот. Если сердце было отягчено преступлениями, чудовище Амту, лев с головой крокодила, пожирало умершего. Если покойный прожил жизнь «с Маат в сердце», был чист и безгрешен, то оживал для счастливой жизни на полях рая, иару.
В центре иллюстрации над саркофагом с мумией фараона парит богиня Нехбет, в египетской мифологии богиня царской власти. Поскольку священным животным Нехбет был коршун, ее изображали в виде женщины с хохолком на голове или в облике змееголового коршуна в белой короне Верхнего Египта. Нехбет почитали как олицетворение власти фараона и верили, что она обеспечивала ему победу над врагами. На иллюстрации голова Нехбет украшена золотой короной в виде крылатого Солнечного Ока-урея, которое отождествлялось с правым глазом Хора-сокола – Солнцем, которое умерев вечером на западе, утром неизменно воскресает на востоке.

УМЕРЕННОСТЬ

b_300_200_16777215_00_images_stories_tarot_egipet_14e.jpg

На иллюстрации присутствует богиня Хатхор. Она заботилась о живых и провожала умерших в подземный мир, где подкрепляла их пищей и питьем из сикомора, дерева, в которое она перевоплощалась. Древние египтяне отождествляли Хатхор с Оком Ра. Согласно мифу, когда Ра состарился, люди начали плести против него заговор. Услышав об этом, разгневанный бог наслал на них божественное Око, испепеляющий жар солнца. Око приняло образ львиноголовой Сехмет, богини войны, которую часто отождествляли с Хатхор. Она стала пожирать людей, и Ра прекратил резню, когда счел, что жертв достаточно. Чтобы положить конец безжалостному убийству, Ра пропитал поле битвы смесью пива и красного гранатового сока из тысячи кувшинов. Жаждущая мести Сехмет поверила, что это человеческая кровь, напилась красной жидкости и снова превратилась в красавицу Хатхор. В память об этом событии на ежегодном празднике Хатхор выпивались огромные кувшины пива с гранатовым соком. Богиня также является героиней известного мифа о приносящем весну возвращении Тефнут-Хатхор из Нубии.
Необходимо отметить, что в колоде «Таро Вечности» на иллюстрации изображена не только богиня Хатхор, но и коленопреклоненный над золотым саркофагом любимой жены Нефертари, объятый горем фараон Рамзес II. Нефертари в образе богини Хатхор был посвящен грандиозный храм Ибшек в Абу-Симбеле в Нубии, к северу от святилища самого Рамзеса II. Фасад этого храма был украшен с обеих сторон от входа парными колоссальными фигурами Рамсеса, между которых стоят колоссы самой Нефертари в образе богини Хатхор.

ДЬЯВОЛ

b_300_200_16777215_00_images_stories_tarot_egipet_15e.jpg

На иллюстрации изображены жрецы бога Сета, возлагающие дары к колонне с его изображением. Сет, в египетской мифологии бог пустыни, т. е. «чужеземных стран», олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба. Священными животными Сета считались свинья («отвращение для богов»), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа — Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном. Вместе с тем Сет также воплощал и злое начало — как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и т. п.