БАШНЯ
В отличие от традиционных изображений этого Аркана, в колоде «Таро Вечности» Башня не разрушена, она только строится. Башня здесь – это будущий Рамессей – один из самых значительных храмов, построенных при Рамзесе II. Рамессей ныне широко известен как Рамессеум, а полное его название переводится как «Дом миллионов лет Рамсеса-Мериамона во владении Амона». Несколько ассиметричный в плане храм размером 58 на 183 м окружен стеной 180 на 257 м. Уровень храма повышается от одной части к другой, так как он расположен на краю пустыни на наклонной нижней террасе.
Первый пилон, сложенный из песчаника, имеет ширину 69 м (в настоящее время он частично разрушен). Поверхность пилона покрыта рельефами, на которых были увековечены две композиции: битва с хеттами при Кадеше и царь на церемонии праздника Мина.
Нижний двор имеет асимметричную планировку. Его южная сторона служила одновременно фасадом дворца. Она представляла собой колоннаду с двумя рядами из 10 колонн. Северная сторона — колоннада с одним рядом из 11 колонн, перед которыми стояли статуи Рамсеса II в облике бога Осириса. Через южную колоннаду два прохода сквозь небольшие вестибюли вели в приемный зал дворца, в котором было 16 колонн. Позади зала располагались четырехколонный тронный зал и личные покои фараона.
Из нижнего двора через невысокий второй пилон вела лестница в верхний двор. По сторонам лестницы стояли огромные колоссы Рамсеса, высотой около 20 м, один из которых сохранился.
Верхний двор, в отличие от нижнего, имел строго симметричную композицию. Его северная и южная стороны представляли собой колоннады из двух рядов папирусообразных колонн. С востока, вдоль второго пилона, располагался один ряд колонн с осирическими статуями, с запада — такие же осирические статуи, но с двумя рядами колонн. Через последнюю колоннаду из второго двора вел проход в центральный гипостильный зал.
В гипостильном зале было 9 нефов, образованных 48-ю колоннами. Центральный неф был выше остальных, обрамлявшие его колонны имели капители в виде раскрытых папирусов, в отличие от боковых нефов, капители колонн которых имели облик нераспустившихся папирусов. На потолке центрального нефа были изображены коршуны с распростертыми крыльями, а на синем фоне перекрытий боковых нефов — желтые звезды. Стены и колонны были украшены рельефами на тему походов и побед Рамсеса II или ритуальными сценами. К северной стене гипостильного зала примыкал небольшой храм Туйи – матери Рамзеса II.
За гипостильным залом на центральной оси находились три одинаковых восьмиколонных зала, продолжавшие центральный неф. Потолок первого зала был украшен символическими изображениями созвездий. Этот зодиак описал Гекатей Абдерский, рассказ которого приводится у Диодора (I. 47–49). Справа и слева от этих залов располагались различные культовые помещения. Далее находилась главная часовня храма, посвященная Амону и царю, ее перекрытия покоились на четырех четырехгранных столпах. Замыкало центральную ось храма святилище Осириса.
ЗВЕЗДА
На иллюстрации изображен фараон Рамзес II, приносящий на берегу Нила дары Изиде-Сотис во время восхода Звезды Сириус или Сотис, именуемой также Звездой Собаки. Нос лодки фараона украшен изображением Изиды-Сотис.
Изида (Исида) в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, а также мореплавания. Она была символом женственности и супружеской верности, сестрой и супругой Осириса, а также матерью Гора – бога неба и солнца в облике сокола. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Ее также почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных фараонов.
М. П. Холл, автор знаменитого «Энциклопедического изложения масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии» также отождествлял традиционную женскую фигуру на карте «Звезда» с Исидой. Он писал: «женская фигура символизирует Исиду, наполняющую водой Нил, что сопровождается появлением Звезды Собаки. Нагота Исиды может означать, что Природа еще не облачилась в свои зеленые одеяния до подъема Нила, воды которого дают жизнь растениям и цветам».
В глубокой древности божества матриархальных народов, дающие жизнь и плодородие, отождествлялись с водой, родниками, реками. С сосудом в руках изображалась египетская богиня неба Нут – мать солнца, чрево которой было звездным небесным сводом. Ее называли «огромной матерью звезд, рождающей богов». Нут была дочерью бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут, а также сестрой-близнецом бога земли Геба. Вопреки воле Ра она вышла замуж за брата. Ра так сильно разгневался, что приказал богу воздуха Шу разделить близнецов. Шy поднял Нут вверх — так образовалось небо, а Геба оставил внизу — так образовалась земля. Ярость Ра была так велика, что он проклял все 360 дней года, чтобы ни в один из них Нут не могла зачать дитя. Но бог Тот пожалел ее. Он пригласил Луну сыграть с ним в шашки, одержал победу и взял в качестве приза лунный свет, чтобы создать пять новых дней. Эти пять новых дней – «тех, что над годом» - Тот сразу же посвятил Ра. Не станет же бог Солнца проклинать, как он прежде проклял все 360 дней, и дни, посвященные ему самому! И конечно, он умилостивит свой гнев после столь щедрого верноподданного подарка! Тот не обманулся в своих расчетах. Владыка богов его простил, и богиня неба Нут отныне могла рождать по одному ребенку в каждый из пяти предновогодних дней. В первый день она родила Осириса, во второй – Хора (согласно Плутарху, Хароериса (египт. Харвер), в третий – Сета, в четвертый – Исиду и в пятый – Нефтиду. Так появились на свет четыре младших бога Великой Девятки – дети Неба. А во все последующие годы, когда наступали созданные Тотом дни, Нут рождала звезды.
Согласно другому египетскому мифу, когда Ра сделался уже совсем дряхлым и устал править Египтом, он решил вовсе отказаться от власти. Тогда Нут в образе коровы вознесла Ра на небеса. Другие боги уцепились за живот Коровы и превратились в звезды.
По-видимому, самой первой звездой, которой было присвоено имя, была звезда с современным названием Сириус. Около восьми тысяч лет назад, когда значительная часть Европы все еще была покрыта ледником, а до рождения мифической волчицы, вскормившей своим молоком Ромула и Рема, оставалось еще более пяти тысяч лет, на болотистую равнину в дельте Нила пришли охотничьи племена и стали возделывать благодатную илистую почву. Жизнь земледельцев полностью зависела от своенравного поведения Нила: в июне он выходил из берегов и с июля по ноябрь его воды заливали значительные площади. Как только неспокойная река входила в берега, египтяне начинали сеять, а через четыре месяца собирали урожай. С марта начинался четырехмесячный период безводья и засухи, когда со стороны Сахары постоянно дул горячий ветер, приносивший с собой тучи раскаленного песка и превращавший страну в пустыню. Египетские жрецы, сопоставляя на протяжении многих десятилетий вид предутреннего звездного неба с днями наступления разливов Нила установили, что они наступают через несколько дней после первого утреннего (то есть, непосредственно перед восходом Солнца) появления самой яркой звезды неба, название которой дошло до нас как Изида-Сотис (слеза Изиды). Египтяне верили, что в это время богиня плодородия Изида плачет, и ее слезы переполняют реки, вызывая их разлив. Современное название звезды Сотис – Сириус (название латинское). На стене египетского храма в Дендере, посвященному богине Хатор, до сих пор сохранилась иероглифическая надпись: «Сотис великая блистает на небе и Нил выходит из берегов своих».