КОЛОДА ТАРО ВЕЧНОСТИ

ЛУНА

b_300_200_16777215_00_images_stories_tarot_egipet_18e.jpg

Вместо традиционного изображения на переднем плане иллюстрации к Аркану «Луна» рака или краба в колоде «Таро Вечности» из воды высовывается разинутая пасть огромного бегемота. Сюжет иллюстрации изображает древнеегипетский праздник Амона – Опет. Известно, что бог Амон оказал в битве чудодейственную помощь фараону Рамсесу II, окруженному «подлыми» воинами Хатти.
Праздник Опет происходил в течение второго и третьего месяца разлива, когда стояла самая высокая вода. Суда и лодки свободно ходили не только по Нилу и по каналам, но и прямо по затопленным полям. Никто не решался передвигаться по дорогам-дамбам, подмытым волнами, зато на воду спускались все плавучие средства — от ладей до плотов.
Центром праздника был храм в Опете (Ипет-сут, совр. Карнак). У подножия гигантских пилонов располагались бродячие торговцы. Они предлагали арбузы, гранаты, виноград, фиги и смоквы, ощипанную и готовую для жарки или уже изжаренную дичь и, конечно, хлеб. В храме жрецы сбивались с ног. Прежде всего требовалось извлечь из хранилищ переносные ладьи фиванских богов. Самой большой была ладья Амона. Ее легко узнать по двум бараньим головам — на носу и на корме. Ладью богини Мут украшали две женские головы с головными уборами в виде коршунов, потому что имя супруги Амона писалось с иероглифом «коршун». Третья ладья с головами соколов принадлежала Хонсу. Носильщики пересекали дворы с этими ладьями на плечах, проходили между пилонами и углублялись в аллею сфинксов с бараньими головами, которая входила в огромный храмовой комплекс. На них были надеты только длинные юбки с бретелькой через плечо. Впереди шагал музыкант с тамбурином. Жрецы в накинутых на плечи шкурах пантер возжигали в курильницах с ручкой терпентин, сыпали песок, размахивали зонтами и опахалами.
Чтобы вывести эти тяжелые суда на большую воду, мобилизовали целое войско, вооруженное копьями, щитами и топорами на коротких ручках. По бокам становились матросы и знаменосцы со штандартами. Сначала исполнялся гимн в честь Амона. Затем все брались за канаты и по команде начинали тащить священные ладьи под ободряющие возгласы толпы, собравшейся на набережной. Женщины потрясали систрами и трещотками. Мужчины хлопали в ладоши и под аккомпанемент тамбуринов распевали ливийские и воинские походные песни. Негры кружились в пляске. Среди толпы шли трубачи и воины с перьями в волосах. Ливийские воины не переставая били в тамбурины. Обнаженные до пояса танцовщицы плясали под звуки систров и трещоток.
Но вот самое трудное позади. Священные ладьи спущены на воды Нила. Здесь их берут на буксир суда под парусами или на веслах, которыми управляют капитаны. Суда всех форм и размеров сопровождают эту помпезную флотилию. Среди них можно заметить небольшую, изящную ладью в форме водоплавающей птицы с резной человеческой головой на рулевом весле. Она до бортов нагружена всякой провизией.
С обоих берегов Нила за этим грандиозным спектаклем наблюдали жители всей округи и по-своему принимали участие в празднике. Повсюду были расставлены палатки с едой и напитками. Провизию подвозили со всех сторон. Гнали целые стада быков и телят, вели газелей, несли корзины с птицей, фруктами и горшки с терпентином для воскурения. Быков забивали тут же под открытым небом, быстро разделывали, и носильщики несли куски мяса к небольшим строениям с тонкими колоннами, где без устали трудились повара.
Праздник завершался не менее торжественным возвращением священной флотилии. С кораблей снимали переносные ладьи и уносили в чехлах, из которых они были извлечены двадцать четыре дня назад. Тот же самый кортеж под звуки тамбуринов, но, может быть, уже не так весело, проходил обратно по аллее сфинксов с бараньими головами до врат храма. Теперь фараон мог быть уверен, что боги даруют ему всевозможные блага и милости — «долголетие Ра, должность Атума, годы вечности на троне Хора в радости и мужестве, победу над всеми странами, силу отца его Амона ежедневно, царство обеих земель, молодость плоти, незыблемые памятники, вечные как небо».
Что касается народа, то он пил, ел, пел, плясал и веселился почти целый месяц. Он насытился великолепным зрелищем и чувствовал, что его благополучие и процветание, свобода и сама жизнь зависят от этого подобного богам человека, который сопровождал отца своего Амона на пути между двумя великими святилищами.
Относительно традиционной иллюстрации Аркана «Луна» М. П. Холл писал: «Курт де Гебелин видит в этой карте еще одно указание на поднимающийся Нил и прибегает при этом к авторитету Павсания, полагавшего, что наполнение водой Нила есть результат слез лунной богини, которые, падая в реку, наполняют ее. Эти слезы, как видно, стекают с лица Луны».
Один из египетских мифов связывает дождь со слезами богини влаги Тефнут. Когда дочь бога воздуха и ветра Шу и Тефнут – богиня неба Нут в облике Небесной Коровы вознеслась над землей, у нее от высоты закружилась голова. Бог Солнца приказал Шу поддержать Нут. Богиня влаги Тефнут иногда помогает своему супругу Шу держать Нут над землей, но очень быстро устает и от усталости начинает плакать. Ее слезы – дождь – превращаются в растения.
Традиционно в композиции иллюстрации Аркана «Луна» присутствуют волк и собака. Следует упомянуть, что в египетских мифах упоминается волк Упуаут – воинственный, до зубов вооруженный бог. Он восходит на ночную Ладью Вечности Месктет и занимает место во главе всей свиты Ра, на носу Ладьи. Имя Упуаут означает «Открывающий пути», и ему предстоит открыть все двенадцать врат, разделяющих долины Дуата. А с собачьей головой часто изображали бога Тота.

СОЛНЦЕ

b_300_200_16777215_00_images_stories_tarot_egipet_19e.jpg

Традиционно на иллюстрации Аркана «Солнце» изображаются дети. Это может быть мальчик, едущий верхом на коне или же играющие мальчик и девочка. Однако в колоде «Таро Вечности или карты фараона Рамзеса» на иллюстрации изображено четверо играющих мальчиков, один из которых Мернептах – сын и наследник египетского фараона Рамзеса II. Известно, что Рамзес II скончался на 67-м году правления и пережил двенадцать своих сыновей, среди которых двое – военачальник Аменхерхепешеф и Хаемуас верховный жрец бога Птаха в Мемфисе, особенно долго носили титул наследника престола. Египетский трон унаследовал тринадцатый сын царя – Мернептах, сын царицы Иситнофрет I, к этому времени — мужчина средних лет. Он был первым из нескольких наследников фараона Рамзеса II, краткие правления которых завершили XIX династию.
Известно, что Мернептах родился в Гелиополе: это был четвертый ребенок царицы Иситнофрет и тринадцатый сын Рамзеса II. Вплоть до сорокового года правления отца, Мернептах был одним из малоизвестных принцев. Изначально имея лишь скромный титул «царского писца», он постепенно становится главнокомандующим, а после серии смертей своих старших братьев был назначен наследником престола. Это произошло на 55-м году правления Рамзеса, который к этому времени был уже восьмидесятилетним старцем. Вероятно, что и предыдущие наследники к этому времени уже выполняли многие государственные обязанности царя. Мы не знаем, когда Рамзес II реально отошел от власти, однако к моменту, когда Мернептах стал наследным принцем, ему пришлось столкнуться с практически абсолютной властью не в качестве официального соправителя, а в качестве обладателя высшего государственного военного титула. Именно тогда по приказу Мернептаха был изготовлен памятный скарабей, на котором запечатлели все его уникальные титулы правителя, несмотря на существование «вечно живого» фараона Рамсеса.
Реальное же воцарение Мернептаха произошло только после кончины отца, случившейся в Пер-Рамсесе между 29-м первого и 13-м числами второго месяца сезона ахет; потребовалось более двух недель для того, чтобы печальная новость достигла Фив. Традиционно надпись Мернептаха на стене грандиозной капеллы в Гебель Сильсилэ, датированная 5-м днем второго месяца сезона ахет считается отправной точкой нового царствования.
Ко времени кончины Рамзеса II, наследному принцу Мернептаху было уже около шестидесяти лет. Вероятно, он процарствовал около девяти лет. Характерной чертой этого правления стало невероятное по своей силе стремление царя узурпировать как можно больше памятников предшественников; при этом, судя по всему, строительством собственных сооружений Мернептах увлечен не был. Среди источников, повествующих об этом времени, преобладают военная информация о вооруженных конфликтах в Азии, а затем, после короткого интервала, о подавлении восстания в Нубии.