СТРАШНЫЙ СУД
На иллюстрации золотой Ангел раскинул крылья над Моисеем – пророком израильтян и его народом. Сюжет изображает исход евреев из Египта.
Моисей в преданиях иудаизма и христианства – первый пророк Яхве и основатель его религии, законодатель, религиозный наставник и политический вождь еврейских племен в исходе из Египта в Ханаан (Палестину). Согласно библейскому повествованию, Моисей был евреем из колена Левия, сыном Амрама и Иохаведы, братом Аарона и Мариам Пророчицы, однако по стечению обстоятельств он получил египетское воспитание. Так как фараон приказал топить в Ниле всех новорожденных еврейских младенцев мужского пола, мать Моисея три месяца прятала его в своем доме, после чего положила дитя в засмоленную корзину и поставила ее в заросли тростника на берегу Нила. Дочь фараона пришла на реку купаться и, увидев красивого ребенка, велела подобрать его и отдать его кормилице, которой оказалась мать Моисея. (Исх. 2, 9). Моисей вырос при дочери фараона, любившей его как сына. Но однажды он увидел, как на тяжелых строительных работах египетский надсмотрщик избивал еврея, и убил обидчика. Спасаясь от гнева фараона, Моисей сбежал в Мидиан, где у колодца заступился за обижаемых пастухами дочерей жреца Иофора. Иофор принял Моисея в дом и впоследствии выдал за него свою дочь Сепфору. Между тем в Египте стенание угнетенного народа дошло до Яхве, и Моисей был призван к своей освободительной миссии. Когда он пас овец тестя близ горы Хорив (на Синайском полуострове), ангел Яхве окликнул его из тернового куста, объятого пламенем и несгорающего (т. н. неопалимой купины), и сказал от имени Яхве: «Я бог отца твоего, бог Авраама, бог Исаака и бог Иакова» (Исх. 3, 6) Сама весть гласит: «Я пошлю тебя к фараону, и выведи из Египта народ мой, сынов Израилевых» (Исх. 3, 10). Яхве наделил Моисея даром чудотворства и сделал Аарона «устами» косноязычного Моисея, его толмачом и вестником. Вместе с Аароном Моисей предстал перед фараоном и потребовал от лица Яхве: «отпусти народ мой, чтобы он совершил мне праздник в пустыне» (Исх. 5, 1). Но в ответ фараон наказал евреев новыми тяготами, и народ стал роптать на Моисея, только ухудшившего его положение. Тогда Яхве начал творить рукой Моисея грозные чудеса: на глазах фараона жезл Аарона превратился в змею и поглотил жезлы магов фараона. Затем Яхве через Моисея наслал на египтян десять «казней египетских»: вода Нила приобрела цвет крови и смрадный запах, сделавшись непригодной для питья; Египет наполнился полчищами жаб; мошкары; песьих мух; начался падеж скота; у скота и людей распространились гнойные нарывы; повсюду, кроме Гесема, где жили евреи, прошел сокрушительный град; явилась саранча; в воздухе висела «осязаемая тьма»; по всему Египту стали умирать первенцы, исключая еврейские дома, косяки которых были помечены кровью пасхального агнца. Фараону приходиться уступить, и евреи пустились в путь. «Яхве же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью» (Исх. 13, 21). Фараон пустился в погоню во главе боевых колесниц своего войска, но евреям удалось достичь моря. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Яхве море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею, и расступились воды; и пошли израильтяне среди моря по суше» (Исх. 14, 21 – 22). Когда же египтяне вступили на морское дно, вода накрыла их, избавляя преследуемых от погони (подобного рода феномены описаны для Сирбонского моря в греческой географической традиции). Переход через Красное («Чермное») море (т. е. через лиман этого моря на пути к Синайскому полуострову) – центральный момент всей истории исхода, символ чудесного выхода из безвыходного положения. По позднейшей еврейской легенде, море не сразу расступилось под жезлом Моисея, но ждало, когда первый уверовавший шагнет прямо в пучину.
ШУТ
Шут представлен в образе фараона Эхнатона (1419–1400 до н.э.), десятого фараона XVIII династии, сына Аменхотепа III и царицы Тии. Эхнатон знаменит тем, что за свою недолгую жизнь осуществил религиозную реформу, подойдя к утверждению единобожия. З.Фрейд, опиравшийся на традиционную хронологическую схему, согласно которой Эхнатон царствовал ок. 1340 до н.э., видел в нем предтечу и даже наставника Моисея. Однако другие ученые настаивают на пересмотре этой даты и относят правление Эхнатона ко времени ок. 830 до н.э. (более чем через 500 лет после Моисея), считая его современником таких царей, как Ахав в Израиле, Иосафат в Иудее и Салманасар III в Ассирии.
В детстве Эхнатон болел, а возможно, его жизнь была в опасности из-за решения Фиванского оракула, которым ведали жрецы бога Амона. Позже, уже будучи фараоном, он возвысил старого слугу по имени Пареннефер, оказавшего ему в детстве какую-то неоценимую услугу, а к своему собственному имени часто добавлял прозвище, означавшее «Выживший, чтобы жить долго». Вся юность Эхнатона прошла вдали от Фив, а частично и за пределами Египта. О его существовании не упоминается ни в одной из надписей времен правления Аменхотепа III.
Царствование Аменхотепа III было периодом наивысшего расцвета и могущества Египта (по крайней мере, со времен строительства пирамид). Аменхотеп являлся верховным владыкой Палестины, Финикии и Сирии, а его собственное государство включало большую часть территории современных Судана и Ливии. Египет имел тесные торговые связи с Микенской Грецией и поддерживал дипломатические отношения, закрепленные брачными узами, с протомидийским царством Митанни, находившимся близ горы Арарат. Единственным серьезным соперником Аменхотепа являлась Ассирийская держава, территория которой простиралась от халдейских городов Южной Месопотамии до областей хеттов (хатти) в Центральной Анатолии, а влияние распространялось еще далее на запад.
Аменхотеп III был любителем роскоши и, по крайней мере, на склоне лет, человеком распущенным. Реальная власть принадлежала царице Тии, титулы которой свидетельствуют о ее могуществе. После смерти Аменхотепа III она управляла государством в качестве регента. Тия призвала своего сына в Фивы, где он был возведен на трон под именем Аменхотепа IV.
Новый фараон вступил в острый конфликт со жрецами Амона, провозгласив себя почитателем лучезарного бога Атона (обычно олицетворяемого солнечным диском – атеном), культ которого был распространен уже во времена Аменхотепа III и Тии. Возведение фараоном храма Атона в Фивах привело к полному разрыву с культом Амона и его жрецами. Аменхотеп сменил свое тронное имя («Амон доволен») на Эхнатон («слуга Атону»). Более того, он уничтожил имя «Аменхотеп» на памятниках своего отца (что для египтянина было актом отнюдь не символического убийства) и разрушил связанные с ним скульптуры сфинксов, сбросив их с обрыва в окрестностях Фив. К пятому году своего правления при поддержке жрецов из Гелиополя – древнего соперника Фив – он перенес царскую резиденцию в новую столицу, за планировкой, строительством и украшением которой следил самолично, получившую название Ахетатон («Место власти Атона»). Эхнатон сам выступал в качестве верховного жреца Атона, слагал многочисленные гимны в честь этого божества и проповедовал свое учение среди последователей. В центре культа Атона стояла Маат – одновременно богиня правды и само понятие «правда». Свое имя Эхнатон обычно писал, добавляя прозвище ankh-en-maat – «живущий в правде». Религия Атона означала поклонение свету, и приношения совершались на алтарях, поставленных правильными рядами на просторных дворах храма этого бога. Церемония составляла разительный контраст с культом «потаенного» Амона, святилища которого были скрыты во тьме. Атона не изображали, но представляли в виде диска или шара, испускающего лучи, каждый из которых заканчивался дарующей жизнь рукой. Подобное изображение Атона мы видим на иллюстрации за спиной у Эхнатона.
На 17-м (последнем засвидетельствованном в источниках) году правления Эхнатона один из его сыновей (имя его матери не установлено) – Сменхкара – был назначен его соправителем. Вскоре Эхнатон был свергнут и, по-видимому, ослеплен. Сменхкара, процарствовав всего год, передал корону своему младшему брату Тутанхатону, который сменил имя на Тутанхамон и перебрался в Фивы. Несколькими годами позже Сменхкара попытался вернуть трон, что привело к смерти и его самого, и Тутанхамона. Тутанхамон был удостоен пышного погребения, тогда как тело его старшего брата в итоге было найдено в простой яме, как и тело Тии, возможно, покончившей жизнь самоубийством. После этого в Фивах недолго правил Эйе в качестве 13-го и последнего фараона XVIII династии.
Следует отметить, что в традиционных иллюстрациях на карте «Шут» присутствует крокодил, затаившийся на дне пропасти. Древние египтяне видели в крокодиле символ Тифона, демона-разрушителя, и эмблему Верховного Божества. Они считали крокодила священным животным и поклонялись ему как хранителю реки и воплощению темных сил, безжалостных к человеку. О культе крокодилов как священных животных в древнем Египте говорит кладбище крокодилов в Мемфисе. Крокодил считался священным животным Собека (Себека), бога воды и разлива Нила в египетской мифологии. Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила. Центр его культа — город Хатнечер-Собек (греч. Крокодилополь), столица Фаюма. Считалось, что в озере, примыкавшем к главному святилищу Собека, содержался крокодил Петсухос, как живое воплощение бога. Почитатели Собека, искавшие его защиты, пили воду из озера и кормили крокодила деликатесами. Во II тысячелетии до н. э. многие цари называли себя Себекхотеп, т. е. «Себек доволен». Полагают, что древние воспринимали Себека как главное божество, дающее плодородие и изобилие, а также защитника людей и богов. Согласно некоторым мифам, бог зла Сет укрылся в теле Собека, чтобы избежать наказания за убийство Осириса. Собека иногда считают сыном Нейт, великой матери богов, богини войны, охоты, воды и моря, которой также приписывают рождение ужасного змея Апопа.
МИР
Главным персонажем карты «Мир» является не традиционная танцовщица или гермафродит, а мужчина. На иллюстрации фараон Рамзес II изображен возносящим молитвы перед каменной статуей бога судьбы Шаи. Это божество доброй судьбы, удачи и достатка, а также покровитель и хранитель человека. Шаи также считался покровителем виноградарства, а примерно с середины Нового царства стал связываться и с загробным культом.
В этой колоде изображение женской фигуры присутствует лишь на фреске за статуей Шаи. На ней изображена богиня неба Нейт, ногами и руками стоящая на земле, а ее тело протянулось по небу. Нейт была не только матерью Солнца, но и творцом мира, о чем свидетельствует эпитет Нейт «Отец отцов и мать матерей». Также она считалась покровительницей египетских цариц.
Следует также отметить, что в мифах Древнего Египта с образом танцовщицы ассоциируется богиня Мерт – покровительница музыки и торжественных гимнов богам. Она изображалась в виде танцующей женщины с иероглифом «золото» на голове.
Зара ® 2010
- << Prev
- Next