СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Корни сюжета на иллюстрации Аркана «Справедливость» лежат в представлении о посмертном суде, избежать которого невозможно. Согласно одной из версий древнеегипетского мифа, процедуру взвешивания душ или сердец мертвых исполнял бог загробного мира Осирис, а за его работой наблюдала богиня справедливости Маат. У древних греков роль судьи принадлежала Зевсу. Также известно, что бог мудрости Тот составил свод законов Верхнего и Нижнего Египта. Как видим, суд над смертными часто исполнялся мужчинами-богами.
В древнеиндийских мифах бог справедливости также мужского пола. Его имя – Дхарма созвучно слову «карма», он олицетворяет понятия закона, морального правопорядка – дхармы. В эпосе и позднее Дхарма иногда идентифицируется с Ямой, богом смерти.
Яма был первый из умерших – он открыл смертным путь в загробный мир. Милостью отца, смягчившего проклятие мачехи, он с той поры и поныне – владыка царства мертвых и блюститель закона справедливости. В его обитель по тропе, проложенной предками, уходят с земли души тех, кто умирает.
В связи с вышесказанным становится понятно, почему в некоторых колодах Таро традиционная женская фигура Справедливости заменена мужской. В колоде «Золото Икон» Справедливость представляет Архангел Михаил. (евр. Михаэ?ль – «Кто как Бог») – главный Архангел, являющийся одним из самых почитаемых библейских персонажей. Выражение «Архангел Михаил» состоит из пяти слов: «арх ангел ми ка эл», где «ангел», греческий перевод ивр. ????? «малах», то есть «посланник», а с добавлением «арх» означает «старший посланник». «Ми ка эл» (ивр. ??????) буквально означает вопросительное «Кто как Бог?» в значении «никто не равен Богу». Однако, допустим и вариант «который как эл». «Эл», или «Эль», в русских переводах традиционно означает «Бог». Тем самым, выражение «Архангел Михаил» может означать: «Старший посланник, наделённый полномочиями Эля», или «Старший полномочный посланник Эля». В контексте Ветхого Завета Михаил — старший посланник Всевышнего, и защитник народа Израиля.
В Ветхом Завете в пророчестве о Страшном Суде сказано: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге». (Дан.12:1)
В «Откровении» Иоанна Богослова повествуется о небесной битве Архангела Михаила и его ангелов с семиглавым и десятирогим драконом: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним». (Откр.12:7-9)
В православии Архангел Михаил именуется архистратиг (греч. ????????????? — главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона.
К Архангелу Михаилу также обращаются с молитвами об исцелении. Это связано с указанным выше почитанием Михаила Архангела как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней. Во многих местах Малой Азии существуют целебные источники, посвящённые святому Михаилу. В Константинополе святой Михаил также почитался как великий небесный исцелитель и его главная святыня – Михалион, находился примерно в 80 км. от столицы Византийской империи (в этом месте он по преданию явился императору Константину).
Коптские христиане посвятили святому Михаилу главную реку Египта – Нил, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, был установлен праздник в честь святого Михаила и в благодарность за разлив реки.
Известно также, что Архангел Михаил, наряду с Екатериной Александрийской и Маргаритой Антиохийской был тем, кто являлся Жанне д'Арк и помогал ей (знаменитые голоса). Именно Архангел Михаил поручил Жанне осуществить ее миссию — короновать Карла VII в Реймсе.
В иконописи Архангел Михаил часто изображается с тростью-копьём в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного Архангелу Богом) в другой. На более поздних иконах Михаил может изображаться попирающим ногами Дьявола, в левой руке он как победитель держит зелёную финиковую ветвь, а в правой — копьё с белой хоругвью, на которой начертан червлёный крест (символизирует победу Животворящего Креста над дьяволом). Также Архангел Михаил мог изображаться с пламенным мечом и щитом в руках. А начиная с XII века изображения Архангела Михаила появляются в композиции Страшного Суда, где он изображается грозным воином с весами, одну чашу которых пытается перевесить Дьявол.
ОТШЕЛЬНИК
В колоде «Золото Икон» Отшельник представлен в образе Иоанна Крестителя. Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча (в исламе и христианских арабских церквях — пророк Яхья) – согласно Евангелиям, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие мессии (Христа). Он жил в пустыне аскетом, молился Богу, носил одежду из верблюжьего волоса, питался акридами (вид саранчи) и диким медом. Тридцатилетний Иоанн стал проповедовать иудейскому народу, и многие приходили к нему креститься, «он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лк. 3:3). К Иоанну пришёл и Иисус с целью принять крещение. Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, был удивлен и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Иисус принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3:21-22). Иоанн Креститель свидетельствовал, что Иисус – сын Божий.
Иоанн Креститель смело обличал беззакония царя Ирода Антипы, за что тот посадил Предтечу в темницу, но казнить боялся, потому что народ почитал его как пророка. Однако на пиру падчерица Cаломея, угодив Ироду своим танцем, в награду попросила голову Иоанна на блюде. Ученики пророка погребли его тело. Впоследствии голову Иоанна похоронили на горе Елеонской. Это неоправданное убийство, удручившее даже самого Ирода Антипу, потрясло евреев, которые объяснили божественным возмездием последующее падение Ирода, орудием которого стал его праведный тесть Арефа.