КОЛОДА ТАРО «ЗОЛОТО ИКОН»

 

БАШНЯ

x16
В колоде «Золото Икон» карта посвящена Святому Симеону Столпнику (356 – 459 г. н. э.) – подвижнику, прославившемуся своими аскетическими подвигами и основоположнику новой формы аскезы – столпничества. Этот святой был уроженцем Киликии и принял постриг в одном из сирийских монастырей. Однако разногласия, возникшие вследствие некоторых аскетических крайностей, вынудили его покинуть монастырь, и некоторое время он провел в полном одиночестве. В 423 году избирает прославившую его форму подвижничества — уединяется на небольшой каменной площадке на вершине столба (башни) и проводит все свои дни в молитве и проповедях, которые произносит для многочисленных паломников. Святой Симеон подвизался на столпе 30 лет. Он был наделен даром предвидения, а также мог исцелять душевные и телесные болезни.
Святой Симеон пользовался исключительным авторитетом в христианском мире, к нему стекались толпы верующих за советом и наставлением, писали письма императоры, почитание его как святого распространилось ещё при его жизни, особенно в сирийских общинах. Известно, что император Феодосий II Младший (408—450 гг.) очень уважал преподобного Симеона и часто следовал его советам. Когда император скончался, его вдова царица Евдокия была совращена в монофизитскую ересь. Монофизиты не признавали во Христе две природы — Божескую и человеческую, а лишь одну Божескую. Преподобный Симеон вразумил царицу, и она опять стала православной христианкой. Также новый император Маркиан (450—457 гг.) в одежде простолюдина тайно посещал преподобного и советовался с ним. По совету преподобного Симеона Маркиан созвал в Халкидоне IV Вселенский собор в 451 году, который осудил монофизитское лжеучение.
Подвиги Святого Симеона вдохновляли многих подвижников христианской веры. К примеру, преподобный Серафим Саровский, подражая Святому Симеону, 1000 дней молитвенно предстоял Богу на камне. Также подвигу Симеона подражали в V веке преподобный Даниил (память 11 декабря), в VI веке — преподобный Иоанн и Симеон Дивногорец, в отличие от первого Симеона (Столпника) называемый младшим (память 24 мая), в VII веке — Алипий, подвизавшийся на столпе 66 лет (память 26 ноября), в VIII веке — Феодосий, столпник едесский (память 9 июля), в Х веке — преподобный Лука Столпник новый, 45 лет пребывший на столпе (память 11 декабря), в XI веке — преподобный Лазарь Галисийский из Эфеса (память 30 июля), в XII веке — преподобный Никита Переяславский выкопал себе подземный столп-пещеру (память 24 мая), в XV веке — преподобный Савва Вишерский, скончавшийся в 1460 году (память 1 октября).
Образки с изображением столпников, которые приносили с собой паломники, возвращаясь после посещения этих подвижников (которые, видимо, благословляли эти образки), сыграли существенную роль в развитии иконопочитания.

ЗВЕЗДА

x17
С образом Звезды связано рождение Иисуса Христа. В колоде «Золото Икон» это событие изображено на иллюстрации Аркана «Звезда». Согласно Евангелиям Иисус Христос родился (воплотился) в правление императора Августа в иудейском городе Вифлееме в семье плотника Иосифа из Назарета у его воспитанницы Марии (Богородицы и Приснодевы), которые прибыли в Вифлеем для участия в переписи населения во время управления Квириния Сирией (Лк.2:1,2). Из-за отсутствия места в гостинице семья была вынуждена переночевать в пещере, которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды (в канонических Евангелиях отсутствует упоминание о пещере; о ней свидетельствует Протоевангелие Иакова, написанное около 150 года). Во время рождения Христа над пещерой взошла звезда, по положению которой об этом событии узнали три волхва (мудреца). Однако первыми гостями божественного младенца были простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк 2,10-12).
В это время с дарами Царю Мира шли волхвы с востока. Они ждали, что вскоре должен нa землю прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим. Волхвы принесли младенцу Христу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших).
Попытки установить год рождения Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и т. п.) не привели к достоверному результату. По-видимому, исторический Иисус родился между 7—5 годами до н. э. Дата 25 декабря впервые указана в Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году. Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество под влиянием иудаизма (по иудейскому вероучению рождение человека — «начало скорбей и болей», хотя например иудейский царь Ирод отмечал день своего рождения). Поэтому в первые годы существования христианства никто не интересовался датой рождения Христа. Гораздо важнее для первых христиан с вероучительной точки зрения был праздник Воскресения Христова, который ныне известен как Пасха. После того, как в христианские общины вошли греки (и другие эллинистические народы) под воздействием эллинистических обычаев было начато празднование и Рождества Христова. По-видимому, единой даты Рождества не было, каждая община выбирала свою дату.
Часто датой Рождества выбиралось 6 января (шестой день года, так как Христос — это новый Адам, а Адам согласно ветхому завету был создан в 6-й день творения). Известно, что у язычников Римской империи был очень популярный праздник — день рождения Непобедимого Солнца (лат. Dies natalis Solis Invicti) 25 декабря (день зимнего солнцестояния), связанного с культом индоиранского бога Митры. По решению отцов Церкви было решено праздновать в этот день и Рождество Христово. Таким образом, 25 декабря — это условная дата. К дате Рождества привязана и дата празднования Благовещения: за 9 месяцев до Рождества  - 25 марта, в день весеннего равноденствия (когда день равен ночи, что символизирует равноправие природ Божественной и человеческой в воплотившемся в этот день Христе).

ЛУНА

x18
В колоде «Золото Икон» в стилизованном изображении луны в центре помещена фигура Иисуса Христа. Сюжет иллюстрации изображает Вознесение Господне – христианский праздник, отмечаемый в 40-й день по Пасхе в честь вознесения плоти Иисуса Христа на небо и обета о Его втором пришествии. Как объясняет Афанасий Великий, вознесение Спасителя означает обо?жение (теозис) его человеческой природы, которая становится невидимой для телесного ока.
О Вознесении Иисуса Христа повествуется в Деяниях Апостолов (1:2-11). Иисус собрал апостолов в Иерусалиме и сказал им не расходиться, но ожидать крещения Святым Духом. «Иисус в продолжении сорока дней (после Воскресения, Пасхи) являлся им (апостолам) говоря о Царстве Божием... Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло его из вида их». Вознесение, произошедшее на Елеонской горе, сопровождали два «мужа в белой одежде», которые объявили о втором пришествии «таким же образом».
Вознесшись на небо, Иисус Христос, по собственному Его обещанию, невидимо всегда находится на земле среди верующих в Него и опять придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых, которые тогда воскреснут. После сего настанет жизнь будущего века, т. е. другая, вечная жизнь, которая для истинно верующих и благочестивых людей будет вполне блаженною, а для неверующих и грешников весьма мучительною.