ИЕРОФАНТ
Верховный Жрец представлен в образе ориша Обатала. В правой руке также несет традиционный белый посох, три яруса которого увенчаны изображением птицы. Белый капюшон скрывает его лицо. Обатала представляет идею ритуальной, этической и эстетической чистоты, символизируемой безупречной белизной, царящей в стенах посвященных ему храмов. Его священные горшки наполняют свежей холодной водой. Этот важнейший ориша занимает первое и главное место среди всех известных в традиции йоруба ориша. Он всегда облачен в белые одежды и его называют «Король Белой Ткани, который не боится умереть». Он первый Ориша, созданный Творцом и спустившийся на Землю, поэтому он является представителем верховного бога Олодумаре на Земле. Обатала принес с небес 16 Оду – древний оракул йоруба.
Обатала – ориша Белого Света, который представляет собой мировую и универсальную любовь и символизирует такие понятия как сотворение мира, мудрость, ум, справедливость, правосудие, этика, мораль, чистота, здоровье, мир. Обатала также является защитником от Деструктивных Сил и несправедливо нападающих врагов. К нему обращаются за справедливой местью или оправданием ошибочно осужденных людей, а также для лечения болезней и уродств.
Обатала также называют художником, поскольку считается, что он лепит из глины, тела и головы младенцев в матке матери. Также, согласно легенде, Обатала вылепил все органы человеческого тела и придал ему форму. Поэтому, если ребенок рождается с физическим недостатком или уродством, это считается наказанием от Обатала. Возможно, родители не захотели принести ему необходимую жертву или пренебрежительно отзывались о нем.
Обатала также называют «Кузнецом Небес». В этом просматривается его сходство с древнеславянским богом-кузнецом Сварогом. Это божество – потомок Рода, бог огня, бог-творец и бог-законодатель. Он сидит на небесном железном троне, который сам себе выковал. Когда верховный бог-творец Род решил сотворить посреди неба землю, он вызвал к жизни бога Сварога – небесного кузнеца и звездного Мастера. Затем Род разделил небо и землю. Пришел Сварог и поставил на земле дом и кузницу. Сварог подарил людям первый плуг и кузнечные клещи, научил их выплавлять медь и железо. Кроме того, он установил законы, которые надлежало соблюдать людям. Сварог – создатель мира вещей, его орудие – не магия, а инструменты.
В древних культурах железо расценивалось как волшебный материал и ему приписывались сверхъестественные силы. Во многих сказаниях кузнец – это знахарь и врач, и только он учит людей, как правильно использовать огонь. Кузнец часто играет ведущую роль в колдовстве и предсказаниях. Искусство ковки – сам по себе ритуал, поэтому инструменты, используемые кузнецом, можно расценивать как ритуальные принадлежности. А кузница считается обиталищем теллургических сил, огня и ветра.
Интересно отметить, что среди многих африканских народов считается, что горшечница и кузнец - наиболее древние профессии. Они могут безопасно обращаться с самой земной субстанцией, с теллургическими веществами, обладающими устрашающей силой. Горшечница обрабатывает «живую глину», другими словами землю-кормилицу, по существу своему принадлежащую к женскому полу, тогда как кузнец, изготавливающий орудия труда и магические снадобья, берет на себя добычу и обработку металлов, т е. более агрессивные элементы, проявляющие чисто мужские тенденции. Кроме того, кузнец довольно часто делает из дерева культовые статуи и маски. Горшечница и кузнец пользуются привилегиями, но зато на них накладываются определенные обязанности и запреты. Их тела воспринимают теллургические флюиды, поэтому их держат в стороне от непосвященного коллектива, прибегая к целой системе мер морального и экономического порядка, а также к эндогамии. Кузнецы имеют право жениться только на дочерях кузнецов или горшечницах. Жены кузнецов занимаются гончарством, обслуживая, как правило, всю деревню.
Хоронить людей стали с появлением кузнеца, который как бы символизировал смену каменного века веком железным и стал выполнять функции ремесленника и служителя культа.
Известно также, что африканский народ коно имеет ритуальную священную маску, которую они называют сиверевере и связывают со жрецом-кузнецом.
А в легендах африканского племени догонов, первый из восьми бессмертных двуполых предков людей, научившись у одного из близнецов номмо использовать слово, а у муравья-чудесника разным ремеслам (главным образом ткачеству), построил в космосе обитель в виде корзины. Затем предок-демиург украл у номмо священный огонь и устроил на террасе обители первую кузницу. Правда, близнецы номмо на него рассердились и, переломав ему конечности, сбросили на землю, приговорив навечно к полевым работам. Однако семь других предков также ушли из корзины и устроились на земле людей.