СМЕРТЬ
В колоде «Афро-Бразильское Таро» смерть представлена в образе Эгунгуна – медиума, через которого говорят духи мертвых. Он танцует ритуальный танец на фоне пылающего костра. Когда в медиума вселяется дух умершего, он надевает костюм, украшенный бусинами, кожей, маленькими зеркальцами, и шлем, известный под названием фила, а в руки берет кнут. Эгуны исполняют невероятно сложный танец и говорят глухими голосами. Ритуалы окутаны тайной, но сами поклонники эгунов утверждают, что эти очень сложные церемонии стоят того, чтобы их проводить.
«Эгун» в переводе с языка йоруба означает «кость» или «скелет». Эгуны – это духи умерших. Эгун – это отделившаяся от телесной оболочки душа, которая все время возвращается на землю. Иногда это непросветленные души, а иногда – высокоразвитые души уважаемых предков, которые время от времени возвращаются на землю, чтобы принять участие в некоторых церемониях.
Считается, что в душе после смерти сохраняются разум человека и его эмоциональная природа. Когда тело умирает, душа иногда до конца не осознает своего нового состояния и поэтому завладевает телами живых людей, вызывая самые разнообразные беспорядки – от небольшого обмана или ложного совета до нанесения вреда физическому или психическому здоровью медиума. Эмоциональная сущность может даже препятствовать нисхождению ориша в человека-проводника. Поэтому душ-эгунов иногда боятся и стараются не допускать их в террейру.
Йоруба верят, что Дух Предков всегда присутствует и охраняет живых членов семьи. Поклонение Предкам обеспечивает защиту, процветание и хорошее здоровье. Древняя пословица йоруба гласит: «Мы стоим на плечах тех, кто был перед нами». На земле йоруба два раза в год проходят длительные церемонии, посвященные Эгунгун в виде маскарада. Эти церемонии называют Ara-run-Kinkin, что означает «Обитатели Небес». Существует очень много различных костюмов Эгунгун. Иногда Бабалаво (жрец Ифа) может предписать человеку получить определенный костюм. Есть костюмы Egungun Eluru, Egungun Olopon, Egungun Alate, Egungun Layewum и многие другие.
Смерть (iku) - главный фактор, оказывающий помощь в совершении перехода человеческого сознания из Ikole Aye (Царство Земли) в Ikole Orun (Царство Духа). Физическая смерть, это переход из одного состояния сознания в другое. Смерть здесь – это рождение там и наоборот.
УМЕРЕННОСТЬ
Традиционное изображение претерпело немного изменений со временем. Во всех старинных колодах (Висконти-Сфорца, «Марсельское Таро») на иллюстрации изображена крылатая фигура женщины-Ангела, но в некоторых современных колодах фигура Ангела сама по себе не является ни мужской, ни женской. Возможно поэтому в колоде «Афро-Бразильское Таро» Умеренность представлена в образе ориша радуги Ошумарэ, которого иногда изображают мужского, а иногда женского пола. В переводе с йоруба слово «ошумааре» означает «радуга» - символ продолжения жизни после смерти.
На иллюстрации Ошумарэ держит в руках железную кобру. Он связан с Да, коброй пантеона Вуду, но не обладает ее могуществом. Будучи небесной коброй, Ошумарэ изгибает свое тело, чтобы напиться земной воды. Он погружает в воду голову и хвост, образуя радугу. Эта сущность символизирует гипнотическую силу кобры и красоту переливающейся разноцветной радуги. Когда Ошумарэ вселяется в медиума, тот извивается в танце, как змея.
Также присутствие Ошумарэ ощущается всюду, где производятся финансовые операции: в банках, пунктах обмена валют, сберегательных кассах. Он же осуществляет контроль за финансовыми потерями. Люди обращаются к могущественной силе этого андрогинного бога, когда хотят выиграть в лотерею или собираются продавать или покупать акции, жилье, фирму.
ДЬЯВОЛ
В колоде «Афро-Бразильское Таро» Дьявол представлен в образе Эшу Да Капа Прета. На голове у него элегантный цилиндр, во рту сигара, на плечи наброшен черный плащ. Позади Эшу на высоком камне стоит человеческий череп. Имя «Да Капа Прета» переводится как «Эшу в черном плаще». Этот Эшу – один из самых зловещих и опасных. Он специализируется на самой черной магии, смертельных проклятиях, психических атаках и духовном порабощении.
БАШНЯ
В колоде «Афро-Бразильское Таро» Башня изображена в виде могучего священного дерева. Его ствол украшен белой тканью, а у корней расставлены тарелки с приношениями. В этой колоде карта «Башня» посвящена ориша Шопона – богу оспы и медицины. В свое время Шопона принес оспу народу йоруба, но теперь он ее и лечит. Его излечения всегда удивительны, особенно когда он лечит людей, которые неспособны ходить. Шопона больше других ориша знает о боли, поэтому он полон сострадания к человеческому горю и нищете. У человека, в тело которого вошел Шопона, транс характеризуется судорогами мышц, он ходит с трудом и, время от времени, катается по полу, чувствуя все язвы Шопона, горящие в его коже. Если боль становится невыносимой, тогда голову и ноги этого человека опрыскивают водой.
Атрибутами Шопона являются костыли, а также две преданные небольшие собаки. На его алтаре всегда имеется всегда чарара, метла сделанная из фруктовой грозди карликовой пальмы, используемая для уничтожения вредных и злых влияний. Также одним из атрибутов Шопона являются джутовые мешки. Люди, которые были вылечены благодаря его вмешательству, в знак благодарности носят одежду, сделанную из джута.
Следует также отметить, что имя Шампана, созвучное Шопона было древним именем ориша Омулу. Это древнее имя вызывало такой страх, что его никогда не произносили вслух. У Омулу множество «лиц». Истинный лик Омулу скрыт за соломенной маской, которая закрывает не только лицо, но все тело божества. По преданию, он закрывает лицо, чтобы спрятать следы оспы, которой он болел в детстве. Как божество смерти и заразных болезней Омулу вызывает такое уважение, что никто не отваживается смотреть на его лицо. Омулу руководит таинствами смерти и возрождения, его также называют Врачевателем Бедных. Его территория – кладбище, и он сам – Глава Крыла Эгунов. Когда человек умирает, именно Омулу провожает душу в загробный мир. Омулу присутствует при болезнях, эпидемиях и смерти, но его магия также помогает сохранить здоровье. Когда человек дышит, говорит или чувствует боль внутри, особенно в области мочевого пузыря, - он находится в контакте с Омулу. Хотя Омулу может вызывать кожные болезни, нарывы, гнилостный запах и безумие, он в то же время милосерден.