Солнечный календарь древних ариев


Адурбад
Дела долга, которые следует выполнять в разные дни месяца

1-й солнечный лень
В день Хормазда пей вино и женись.
2-й солнечный лень
В день Воху-Мана одевай новую одежду.
3-й солнечный лень
В день Аша-Вахишты иди в храм огня.
4-й солнечный день
В день Шахревара веселись.
5-й солнечный день
В день Спента-Армайти паши землю.
6-й солнечный день
В день Хаурвата рой каналы для орошения.
7-й солнечный день
В день Амертата сажай кусты и деревья.
8-й солнечный день
В день Хварны мой голову и стриги волосы и ногти.
9-й солнечный день
В день Атара отправляйся на прогулку и не пеки хлеб, ибо это прискорбный грех.
10-й солнечный день
В день Апам-Напата воздерживайся от воды и не тревожь вод.
11-й солнечный день
В день Хваршата отведи своих детей в школу для обучения грамоте, чтобы они
стали образованными и мудрыми.
12-й солнечный день
В день Мах пей вино, и собери для беседы своих друзей и проси блага у Царя Луны.
13-й солнечный лень
В день Тиштрии посылай детей учиться стрельбе из лука, единоборствам и верховой
езде.
14-й солнечный день
В день Гэуш-Урвана осматривай хлева и конюшни и приучай своих быков к плугу.
15-й солнечный день
В день Ардвисуры-Анахиты стриги волосы и ногти, и собирай виноград для вина и
кидай его под пресс, чтобы вино было доброе.
16-й солнечный день
В день Михра, если ты несправедливо обвинен кем-то, встань перед Митрой и проси
у него справедливости и взывай к нему.
17-й солнечный день
В день Сраоши проси благодеяния благословенного Сраоши ради спасения души.
18-й солнечный день
В день Рашну жизнь весела — делай в святости все, что хочешь.
19-й солнечный день
В день Фравардина не давай никаких клятв; в этот день благословенны жертвы
Фравашам, они наиболее приятны им.
20-й солнечный день
В день Вертрагны закладывай фундамент своего дома, чтобы он был быстро построен,
 и иди на войну и на битву, чтобы ты мог вернуться с победой.
21-й солнечный день
В день Рама призови свою жену и делай с ней, что положено, и наслаждайся;
отдавай также, если есть, прошение судьям, чтобы ты мог достичь желаемого.
22-й солнечный день
В день Вата ограничь себя в словах и не предпринимай ничего нового.
23-й солнечный день
В день Вайю делай все, что тебе нравится. Приведи к себе свою жену. Стриги
волосы и ногти и одевайся.
24-й солнечный день
В день Даэны убивай вредных зверей и гадов.
25-й солнечный день
В день Арты купи новую вещь и принеси ее в дом.
26-й солнечный лень
В день Аштата допусти своих кобыл, коров и самок вьючных животных к их самцам,
чтоб это пошло им во здравие.
27-й солнечный лень
В день Асмана отправляйся в долгий путь, чтоб вернуться целым и невредимым.
28-й солнечный день
В день Зема не принимай лекарств.
29-й солнечный лень
В день Мараспента чини свою одежду, шей ее и одевай ее; и возьми в постель свою
жену, чтобы дитя острого ума и доброго нрава родилось от вас.
30-й солнечный лень
В день Анграоши стриги волосы и ногти и прими в постель свою жену, если хочешь
породить исключительного ребенка.

Советы Адурбада относительно исполнения дел долга исключительно полезны для
понимания структуры зороастрийского календаря. Сами по себе календарные циклы
понимались поклонниками Мазды как воспоминание о неоскверненном райском
состоянии мира, и зороастрийцы верили, что исполнение дел долга способствует
обретению при жизни райской благодати, то есть Хварны. Но заслужить такой дар
можно было лишь путем следования главной заповеди пророка Заратуштры, которая
выражалась в короткой молитвенной формуле: "Хукст, Хумат, Хуварст", что
означает: "Благие помыслы, благие слова, благие поступки". Зороастрийская
дуалистическая концепция предполагала наличие морально-этической триады,
которой противостояла триада злых мыслей, злых слов и злых дел. В зависимости
от того, какой путь изберет человек и кому он будет служить своими ежечасными
мыслями, словами и делами, определялась как посмертная его участь, так и
прижизненное состояние, исполненное благодати — Хварны или же лишенное ее. Путь
злодеяний ведет к приобретению демонических качеств, которые, пустив корни в
психологии человека в теперешнем существовании, не замедлят проявиться во
внешности в следующем воплощении в виде так называемых антихварн, то есть
физических уродств.