Зороастрийская календарная система предполагала наличие тридцати благих дел и
тридцати грехов, соответствующих тридцати дням месяца и ведущих к обретению
Хварны либо антихварны соответственно. Эти добродетели и грехи подробно описаны
в пехлевийском религиозном тексте "Дадестани-Меног-и-Храд"
Последовательность дней в солнечном зороастрийском календаре следующая:
1-й солнечный день
Посвящен Ахура-Мазде — Творцу и Создателю всего сущего. Им сотворены мир идей
(Менок) и проявленный мир вещей (Гетик). Все блага мира происходят от
Ахура-Мазды, а все беды — от его противника духа-разрушителя Ангра-Манью.
2-й солнечный день
Посвящен архангелу Воху-Мана, изеду Благой Мысли и подателю добрых помыслов.
3-й солнечный день
Посвящен Аша-Вахиште — "Наилучшей Истине", изеду — хранителю космического огня.
4-й солнечный день
Посвящен Хшатра-Вайрью — "Желанной Власти", изеду — покровителю
государственного устройства.
5-й солнечный день
Посвящен Спента-Армайти, ангелу земли, чье имя переводится как "Благодетельный
Мир".
6-й солнечный день
Посвящен архангелу Хаурвату, дарителю целостности и здоровья, покровителю
водной стихии.
7-й солнечный день
Посвящен Амертату, изеду, имя которого переводится как "Бессмертие". Он —
даритель жизненных сил и покровитель растительного царства.
8-й солнечный день
Посвящен Хварне — божественной благодати, даруемой людям изедами по "заслуге
добрых дел".
9-й солнечный день
Посвящен Атару — изеду Божественного Огня — святого для каждого зороастрийца
понятия.
10-й солнечный день
День Апам-Напата, "Владыки вод", хранителя огромных стихийных энергий.
11-й солнечный день
Посвящен Солнцу, которое зороастрийцы называли именем Хваршат, то есть
"Исполненное сияния".
12-й солнечный день
Посвящен Луне, антиподу Солнца. Огнепоклонники называли ее Владычица Мах.
13-й солнечный день
Посвящен звездам — небесному воинству и его водителю — звезде Сириус, с которой
в зороастрийской космологии был связан изед Тиштрия.
14-й солнечный день
Посвящен Гэуш-Урвану — космическому покровителю домашнего скота.
15-й солнечный день
День Ардвисуры-Анахиты, дарительницы любви и счастья, охранительницы рожениц и
кормящих матерей.
16-й солнечный день
Посвящен великому Ахуре — высочайшему Митре, защитнику святости договора и
судье каждого человека на посмертном судебном процессе.
17-й солнечный день
День изеда по имени Сраоша, защитника людей при жизни и после смерти.
18-й солнечный день
Посвящен божеству справедливости по имени Рашну. Он выполняет роль прокурора на
посмертном судебном процессе, в котором также принимают участие Сраоша и Митра.
19-й солнечный день
Посвящен Фравашам — душам умерших предков, к которым зороастрийцы относились с
благоговением.
20-й солнечный день
Посвящен Вертрагне — покровителю воинского искусства. Он дарует мужчинам отвагу,
крепость мыши и мужскую силу.
21-й солнечный день
День Раммана — хранителя широких пастбищ. Рамман дарует людям богатство и
материальное благополучие.
22-й солнечный день
Посвящен изеду по имени Вата — божеству ветра. Вата приносит перемены и вносит
разнообразие в жизнь людей.
23-й солнечный день
Посвящен Вайю — изеду великой пустоты. Он, как и Вата, связан с ветром, но
воплощает в себе другую его ипостась: Вайю — спокойный ветер.
24-й солнечный день
Посвящен Даэне — религии зороастрийцев. Даэна — это вера, совесть и чистота в
каждом из нас.
25-й солнечный день
День Арты небесной, божества счастья и воздаяния за благие дела. Ее можно
уподобить римской Фортуне.
26-й солнечный день
Посвящен изеду, покровительствующему честным и правдивым людям. Его зовут
Арштат; он награждает тех, кто держит слово и не теряет собственного
достоинства.
27-й солнечный день
Посвящен Асману — божеству неба.
28-й солнечный день
День Зема — хранителя подземных сокровищ и многочисленных кладов.
29-й солнечный день
Посвящен Мараспенту — изеду благого слова и молитвы. Он является посредником
между людьми и небожителями.
30-й солнечный день
Как и 1-й, посвящен Ахура-Мазде, но в данном случае — в его творческой ипостаси.
Это день Спента-Манью — Святого Духа.
Более полный список изедов - достойных поклонения сущностей пантеона Авесты,
почитаемых в тот или иной солнечный день, содержит древнезороастрийский текст
эпохи Сасанидов «Зи Рочак» или «Широзах». Этот своеобразный календарный
молитвенник дает современному читателю представление о сложности и
многогранности сакрального календаря древних Ариев.
(С) Павел Глоба
- << Prev
- Next