Рост зародыша в утробе, когда происходят похороны человека в могиле материи, имитирует драму всей эволюции. В процессе эволюции это неизбежный опыт. Мудрый эзотерист, проходя через это, должен переживать всё через ритуалы высшего порядка. Когда под духовным руководством гуру в залах храмов посвящения, устроенных в соответствии со структурой матки, человеку дают имитировать весь процесс своего рождения, этим своим опытом он избегает необходимости пережить многие из физических рождений. Это один из секретов ритуала "Умирающего Бога". Падение в циклы рождения (духовной смерти) и смерти (духовного рождения) через врата Рака и Козерога называется многократной смертью человека. Скорпион, представляющий органы воспроизведения, называется могилой или долиной смерти. Внутренний человек, душа, называется носителем истины (Сатьяван), в то время как истина — светящее в нём духовное солнце. Есть пророчество о том, что Сатьяван умирает в течение года после того, как берёт в жёны Савитри (солнечный свет). Он женится на ней и умирает на закате. Яма (действие принципов которого фокусируется через Плутон) забирает его из тела в нижние миры, в темноту (Скорпион), и там Сатьяван теряет своё сознание истины. Но духовный свет, его жена, следует за ним в преисподнюю и вызволяет его оттуда. И во время следующего восхода носитель истины снова возвращается к жизни. Эта история даёт много пищи для размышлений ритуалистам и спекулятивного, и оперативного ритуалов. Скорпион — знак ритуалов, потому что ритуал — это событие высшего порядка, имитируемое на материальном плане. Поскольку процесс воспроизводства и смерти тоже по сути является такой имитацией, человек может преодолеть влияние смерти и перевоплощения, проведя ритуал и пережив символическое путешествие души. Периодичность также действует в ритуалах. Каждый год солнечные боги и зодиакальные дэвы в месяц Скорпиона прекращают выполнение своих обязанностей и возобновляют его с начала следующего месяца. У тех, кто выполняет обязанности в "дне Брахмы" также есть свой Скорпион.
"Смерть — лишь прореха в осознанности" — говорит Санатсуджата, четвёртый из кумар. Такая прореха может быть у человека на любом плане. Восьмой дом означает для человека как раз такие прорехи и учит их заполнять, достигая совершенства.
Марс, который на низшем плане своего выражения управляет половым актом, является управителем Скорпиона для людей уровня индивидуализации. Некоторые ортодоксальные астрологи думают, что половым актом управляет Венера, но это неверно. Она управляет любовью на высшем плане, а на низшем — романами. Выражение красоты через форму — это высшее качество Венеры, а наваждение красоты — это её низшее качество. Жажда секса и отклика на теплоту физического прикосновения, что является выражением животного магнетизма мужчины и женщины, управляется Марсом, планетой деятельности. Для тех, кто принял путь пересечения колец периодичности через символические путешествия в ритуалах, управление принимает Сатурн. Сатурн окружён змееподобными кольцами, представляющими проход к рабству, страданиям и смерти, когда его проходят в одном направлении, и проход к освобождению, когда его проходят в противоположном. Преодоление человеческих ограничений путём искоренения желаний (вайрагья) — это ещё один путь, который можно пройти в Скорпионе. Отсечение всех желаний, оставление всего богатства и владений, удаление в леса и пещеры для уединённого подвижничества является одним из видов деятельности этого знака, потому что это смерть для мира желаний. Для таких учеников управитель этого знака — Плутон. На пути всех учеников этого знака наброшена завеса тайны. Спиритуалист, следующий пути этого знака, развивается и достигает совершенства в совершенной секретности, подобно ребёнку в утробе матери. Всякое изменение, находящееся под управлением Скорпиона, никогда не может быть замечено остальными. Рост цветка, образование плода из него, образование семени в плоде и появление растения из семени нельзя заметить невооружённым глазом.
На Земле было время, когда мужчина и женщина жили просто как сотоварищи без всяких половых отношений. Они были детьми природы и свободно странствовали по саду бога. У них не было ни физических тел, ни какого-либо чувства "стыда". Змей (нисходящий путь падения в материю) соблазнил их. Они съели плод древа познания (источник ума). Это было падением человека. Бог дал мужчине и женщине "одежды из кожи", и это проклятие привело к образованию физических тел. До этого же они были на уровне души и не были связаны с физическим планом. Потому змей ползал по земле, будучи для человека проводником падения, а женщина стала рожать детей в муках. Это падение человека и является историей деятельности Скорпиона.
В Махабхарате, в истории о змеях и орлах, добрые змеи за неповиновение были прокляты своей матерью Кадрувой и обречены на сожжение на большом жертвоприношении змей. Эта жертва означает использование змей восходящего пути для того, чтобы помочь всему творению достичь божественного уровня. Этой жертвой нага (белый змей) становится бесконечным, как престол Господа Вишну (будучи поднят до Тельца), а сарпа, существование (восходящий Васуки), — как ожерелье Господа Шивы (эманировав из горлового центра в Близнецах, божественном андрогине). Когда змеиное сознание кундалини поднимается из плена муладхары (центра основания), свадхиштханы (центра селезёнки) и манипуры (солнечного сплетения), оно проявляется из горлового центра как слово благословения. Если же ученик своим молчанием поднимает его выше, то оно проявляется как божественный крылатый змей из того лотоса, что располагается между горловым центром и аджня чакрой. Оно исходит как взгляд благодати, поднимающий товарищей ученика также к ученичеству. Именно в этом центре (второй половине Тельца) орёл и змея становятся одним — крылатым змеем. Таков символизм жезла Аарона.
Жертвоприношение змей было проведено царём лунного рода. Его целью было убить злого змея Такшаку (того самого, что роет дыры в пространстве, что поэтому означает фохат), но змея не удалось убить, потому что он свернулся на троне Индры. Это означает, что Индра йони (тот разрыв между шишковидной железой и гипофизом, который духовный ученик должен заполнить) обладает способностью поднять воспроизводительные способности человека на уровни творческие.
Числовая сила знака Скорпиона — восемь. Это отмечает либо падение, либо подъём семи принципов в следующее состояние — или в могилу материи, или на уровни сверхкосмического плана. Семь планов в человеке и семь проводников человека падают в восьмое состояние или порождение в Скорпионе. Когда же они поднимаются в Тельца, Господь Кришна спускается в человека, как восьмой ребёнок (восьмой план или фон вечности, цвет которого — голубой). Металлом Скорпиона является свинец, а цвет этого знака — чёрный. Этот цвет представляет темноту, и прекращение сознания у обычного человека (смерть) и исчезновение низшего сознания в высшем человеке символизируются чёрным. Это символ тьмы для обычного человека и света для йога.
В основном, местопребыванием Скорпиона является селезёночный центр. У центра основания таинственная двойная роль — он скрывает и низшие, и высшие функции, и представляет силы, спящие в человеке. В низшей своей функции он соединён с деятельностью центра селезёнки и солнечного сплетения. С этими двумя центрами он образует нижний треугольник. Затем он проводит функции нервных импульсов, и потому управляет всей выделительной деятельностью, включая истечение семенной жидкости, происходящее в силу эфирной деятельности, вызванной присутствием животного магнетизма, исходящего из тела противоположного пола. Астральные потоки от солнечного сплетения также этому помогают. Здесь заключена и часть ментального сознания, чтобы дать требуемые эмоции и чувства. Этот низший треугольник крепко держит тело желаний, не давая ему ускользнуть, и разрушается он высшим сознанием. Он называется "грехом человека" (папа-пуруша). Весь этот механизм и его деятельность управляются Скорпионом. Высшая же сторона муладхары принадлежит следующему знаку, Стрельцу. В истории о змее и орле* она называется конским хвостом. Это местопребывание кундалини. Из этой точки перед кундалини открывается прямой путь для движения вверх. Этот путь находится внутри канала брахмарандра и называется сушумной (благая нить света). Приняв сиддхасану и сидя на "вертикальных уровнях" с "уравновешенным экватором", ученик йоги ощущает дрожь в нижнем конце сушумны. Происходит она в силу пульсации выше правой пятки, находящейся в тесном соприкосновении с яичками в нижней своей части. Это соединение даёт брахмарандре "электрический намёк". Тогда, если ученик закроет глаза, будет контролировать свою прану пранаямой и станет медитировать на лобном центре, что между бровями, его ум расположится в верхнем конце брахмарандры. Это сообщит ему трепет, идуший вниз от гипофиза. Этот "намёк гипофиза" призывает кундалини подниматься вверх, избегая опасности нижних областей. Здесь заключена тайна того факта, что кроме ступней в физическом теле знак Рыб представляет ещё шишковидную железу и гипофиз. Соединение со звёздами Плеяд, находящимися в знаке Тельца (который представляет лицо, центр этой медитации ученика) завершает весь процесс "агни-йоги космической кундалини", или йоги космического огня. Местопребывание кундалини в муладхаре управляется Стрельцом. Оно находится между самой большой звездой созвездия Скорпиона и "Звездой Основания" Мула в Стрельце. По этой причине муладхара чакра расположена и в Скорпионе, и в Стрельце.
(c) Э. Кришнамачарья "Духовная астрология" (отрывок)