Это четвёртый кардинальный знак зодиака и третий в триаде земли. Он отмечает возвращение тёплых лучей Солнца, избавляющих существ Земли ото сна и холода ночи. Так бывает каждый день при восходе. Так же происходит и в Великом Годе, и даже в сравнительно б`ольших циклах. Все циклы отмечают новое явление Спасителя, и по этой причине этот знак называется "печатью Бога на лице человека". Он также славится как исполнение пророчества, рождение ребёнка, сына Девы.
Действие восхода — это всегда загадка. Её не объяснили все риши писаний, вместе взятые. Многочисленны гимны Риг Веды, посвящённые интуитивному описанию восхода со всеми его тайными ключами — звуковыми и символическими. Действие восхода на земных существ не такое простое, как кажется каждый день. Тайну пробуждения нельзя полностью понять сознанием предметности. Лучи Солнца содержат духовную активность, изливаемую на существ Земли в первые два часа после восхода, и в году этому времени соответствует месяц Козерога. В этом знаке дух встречает человека через душу. Деятельность этого знака скрывает в человеке высший принцип, который превыше творения.
Человек — существо двойственное, в нём сосуществуют два типа существ, подходящих по разным путям эволюции. Тайну знака Козерога образует пятая группа небесных существ, описанных в Пуранах. Великий безличный дух, параматма, образует основу для духовного принципа, атмы, и в этом начало творения. Атма нисходит в группу высших божественных принципов, которые двойственны по своей природе. Они называются единицами духа-души, атма-буддхи. От них спускается следующая группа в виде небесных существ духа-души-интеллекта (атма-буддхи-манас). Эти существа живут лишь как принципы, несущие облики последующего творения, которые содержатся в них в виде воспоминаний. Из того же источника пускается в существование и другой разряд существ, но он отклоняется в противоположном направлении, чтобы завершить круг и приготовить для живых существ формы. И тогда первая группа входит в них. Только после этого существование человека становится завершённым. Козерог содержит силы этой самой пятой группы небесных существ, которые двойственны по природе. Он содержит и духовный, и физический аспекты вселенной: два полюса махата (мирового разума), и двойственную природу человека — духовную и физическую. Лучи утреннего солнца содержат эту двойственную природу и каждый день приносят этих небесных существ, чтобы пробудить нас.
Четыре знака от Стрельца до Рыб содержат в себе эту двойственную природу двоякой эволюции человека. По этой причине у этих знаков есть двойное приложение. От Овна до Скорпиона завершается внутриутробное построение физического тела. От Стрельца до Рыб идёт двойное строительство. Некоторые из принципов этих двух знаков спускаются, чтобы построить бёдра, колени, икры и стопы, а некоторые обращаются внутрь, в сушумну, через проход муладхары. Они находят своё выражение на сушумне, служа высшими соответствиями четырёх знаков от Близнецов до Девы. Эти знаки располагаются вдоль позвоночного столба от горлового центра до солнечного сплетения, но лишь в качестве выражений чакр и их деятельности. На плоскости лотосов четыре знака от Стрельца до Рыб располагаются внутри, а не вдоль позвоночного столба, в то же время служа соответствиями нижних членов. По этой причине их природа двойственна, и она находит своё высшее выражение в Козероге, который проявляется как высшая деятельность лотоса между горловым и сердечным центрами. Многие школы йоги не признают существование этого лотоса. Он называется местопребыванием Нараяны, высшего духа над творением. Владыка внутри чакры сердечного центра весьма отличен от владыки в лотосе сердца. Владыка чакры зовётся Васудэва (двенадцатислоговое имя Бога, который жертвует себя, чтобы пребывать внутри колеса), в то время как владыка лотоса зовётся Нараяна (это путь вод или Господь, живущий вокруг и внутри колеса и являющийся также деятельностью колеса). К сожалению, многими учениками духовного пути это различие не замечается, а в результате теряются главные ключи к мантрам Вед, а также к Бхагавата и Вишну Пуранам. Шанкарачарья и Рамануджачарья основательно разъяснили эти вещи. Так что Козерог — местопребывание Господа в лотосе. Духовный ученик, рождённый под этим знаком, идёт путём прямой йоги, медитируя на этом символе возле своего сердца. Этот лотос должно быть молочно-белого цвета, а сам сидящий в нём Нараяна — синим. Описание Нараяны и Васудэвы — то же самое, что и описание Вишну в Бхагавата Пуране. Нараяна в человеке назван "духовным микрокосмом" Учителями, давшими эту формулу через Е. П. Б.
Знак Козерога называют "горой". Это та гора Синай, что отмечает восхождение Моисея к опыту неопалимой купины в "я есмь то, что я есмь" и обратное нисхождение на землю, чтобы вести своих братьев в великий поход. Формула неопалимой купины в человеке выражается "именем" из пяти слов, значащих "одежды, великолепные одежды моей силы", сообщённым Учителем Иисусом. Христос снова дал миру это одеяние через Иисуса. Сынам божьим, которые носят эти одежды, ведом Закон и судный день. Звезда Кефус, находящаяся в этом созвездии, называется законодателем последнего дня. Все погребённые в могилах материи призываются к суду через смерть. По этой причине Козерог называется вратами смерти, так же как Рак, противоположный знак, называется вратами жизни. Души умирают в земную жизнь через Рак (вступают в цикл рождения и теряют себя в могилах материи), и ожидают призыва к дню суда в Козероге. В этом есть глубокий символизм.
Пять слов об одеждах обозначают внутреннего человека (душу), который является одеянием духовного микрокосма. Как пятиконечная звезда сияет это одеяние господне через врата его пяти чувств. На санскрите этот знак называется Макара, что означает руку с пятью вытянутыми пальцами (см. статью Т. Суббы Роу "Двенадцать знаков зодиака". Это одеяние пятиконечной звездой исходит изнутри человека и постепенно покрывает его правильным пятиугольником, когда ученик облачается полностью, то есть получает ризоположение. В этом скрыт смысл драгоценных камней на груди облачения первосвященника.
Слово "макара" ошибочно понимается как крокодил. На самом же деле это белый дракон. Когда человек стоит прямо, держа руки в стороны, а ноги в позе "пятого регулярного шага" (то есть держа прямой угол между ногами), обнаруживаются контуры этого дракона. Вытянутые руки, расставленные ноги и голова — это ни что иное, как пятиконечная звезда. Именно в этой позе ученик в совершенном безмолвии получает одеяние духовного микрокосма. Звук не является ключом ни к этому процессу, ни к самому знаку. Звуком этого знака является "АМ", субъектизирующий звук, который скрывает священное слово в лотосе сердца и держит его там в тайне в качестве "акта верности" по отношению к своим собратьям. Заметьте, что это двойной звук, но даже он не изрекается. Он издаётся только в виде самовыражения ученика как акт его верности своим собратьям. Он издаётся через деятельность звезды — то есть через поведение ученика по отношению к своим собратьям в выражении через деятельность пяти чувств. Эту фигуру мы находим на саркофагах египетских мумий. Это означало, что человек мог завладеть этим словом лишь пройдя через смерть. Он должен был быть распят, чтобы стать избавителем других душ. Лишь когда человек оставит цель жизни для себя и примет миссию самопожертвования ради своих собратьев, тогда передаётся это слово. "Дэвы, вышедшие из Пуруши, привязывают его к жертвенному жезлу подобно жертвенному животному. Он здесь жертва, и они предлагают его на листьях священной травы (солнечных лучах на восходе)" — говорится в древней книге, где описывается ритуал "человека-жертвы" (нарамедха). Осуществляется этот ритуал через знак Козерога. Вот почему его называют "знаком смерти". Для ученика, рождённого с асцендентом в Козероге, человеческая жертва ведических риши или распятие христиан — самое эффективное священнодействие для обретения упомянутого одеяния.
Макара или так называемый белый дракон — это мистическое животное с головой козла и телом крокодила. Это древнейшее представление о драконе. Это мистическое животное называют средством выражения Варуны, владыки скрытых сил пространства согласно раннему символизму. Его лучи достигают Земли через Уран. В сравнительно позднем символизме Варуна описывается как владыка скрытых сил эфира (эфирных вод или вод жизни). Сказано, что он путешествует по поверхности воды, прокладывая себе путь трезубцем, который держит в руке. Деятельность этого уровня приходит на Землю через лучи Нептуна. По этой причине у знака Козерога есть двоякая сила — и Урана, и Нептуна. Водолею же принадлежат только труды Урана, а Рыбам — только труды Нептуна.
- Prev
- Next >>