КОЗЕРОГ

 

 

Рождение вселенной — это рябь на поверхности абсолютного, которое вне всяких свойств (ниргуна). Эта первая рябь называется "волей творить". С того уровня, где абсолютное выражается как творец, эта рябь начинается как "я творю", но с уровня, где оно выше творца, она "повелевается", как говорится языком Вед. После многих серий цепных действий это достигает проявления через нептунианскую силу Макары. На этой стадии это называется кама (желание создавать). В своей полноте это выражается через великую рыбу-бога, Матсья аватару, который возобновляет мудрость, как свою собственную форму. Этот аспект находится в знаке Рыб. Вайвасвата Ману, совершенный человек, находится в знаке Водолея. Нептунианская сила Макары попадает в сосуд этого ману в виде небольшой рыбы. Он её вскармливает, пока она не вырастает и не уплывает в океан (воды жизни), позволяя девяти Праджапати пересечь потоп, буксируя их лодку. В символизме Пуран Мара, сын Нараяны, возглавляет волю к творению (у среднего человека он стоит над желанием воспроизводства и половым влечением). У него есть пять стрел (пять концов звезды у адепта и пять чувств у обычного человека). Пусть ученик поразмышляет над значением знамени Мары. На одной стадии это Макара, а на более поздней — рыба. Мара получил знамя Макары из дуги вокруг головы Матери Мира, а знамя рыбы — из её глаз (взгляда или благодати). Пять стрел он получил из руки Матери Мира. Это значит, что все эти принципы существуют на очень возвышенном плане вместе с Матерью Мира, описанной в главе о Деве. Мара приобретает их на третьей и четвёртой стадиях изречения логоса. Нептунианская деятельность Стрельца и Рыб соединяется с венерианской деятельностью Тельца через тригональный и секстильный аспекты. Теперь медитируйте над тем фактом, что Мара — сын Господа Вишну, рождённый Лакшми, прибывающей в его сердце. Мара — это воля творить, а деятельность Тельца — выражение красоты через форму.

Поскольку Козерог и Рак представляют зарю и сумерки миров, они соединяют восток и запад года. Это даёт горизонтальную линию, называемую отметкой уровня воды. Изречение священного слова и нарушение тайны творения передачей её в предметность влечёт "великое наказание" — сожжение тела и развеивание пепла над водой. Это означает, что в этом знаке человек поднимается выше уровня вод. Голова козла представляет сухопутное, а тело крокодила — водное животное. В значительно более крупных циклах та стадия эволюции, на которой животное царство выходит из воды на сушу, происходит как раз в период Козерога. Это также отмечает подъём человека с уровня души до уровня духа.

Козерог — средство или проводник Варуны, а Рак — его обитель. Варуна — это отец Бхригу, посвящённого седьмой степени. Драма разговора между отцом и сыном содержит пять путешествий и пять разговоров. Каждый раз Варуна отвечает: "тапасом познай Брахман — причину твоего вопроса". При каждом шаге имеет место осознание, а при пятом шаге — великое осознание безусловного. Эта драма — а этот разговор происходит между душой и антахкараной — является одним из главных посвящений в Козероге, и его эмблемой является рука с протянутыми пальцами. Эта эмблема отца, протягивающего свою руку, называется абхая мудра или знак бесстрашия. Истинный ученик, рождённый в Козероге, совершив ритуал, может получить священную ценность этой мудры. Он получает её через Уран под влиянием Варуны. Больше объяснений будет дано в книге о ритуалах.

Поскольку этот знак отмечает рассвет богов, он называется порталом входа в храм высшего посвящения. Шесть знаков от Козерога до Рака образуют дугу, ведущую на север. Она называется макара тхорана (дуга Козерога или божественная дуга, тогда как нижняя называется царской дугой). Пройдя смерть и войдя в новую жизнь, кандидат в поисках скрытых сокровищ спускается до самого дна Земли. Будучи допущен во врата высших посвящений в Козероге, он взбирается по божественной дуге. Символы всех богов и богинь в индуистских храмах украшены божественной дугой, окружающей их головы. Эта божественная дуга, этот нимб вокруг голов богов — ни что иное, как дух человека. На заключительных стадиях эта дуга соединяет человека и бога. Человек проходит её и оказывается в святом святых как единый с богом, хотя и не как бог. На вершине этой дуги висит меч (весеннее равноденствие). Голова кандидата приносится этим мечом в жертву, и так кандидат становится "драгоценностью" на сердце Бога, в его ожерелье. Полный смысл этого символизма известен иерофанту высших ритуалов. Ритуал жертвы Дакши, при котором голова самого жертвователя отрубается и заменяется головой барана, это высший и последний из ритуалов определённого порядка. После него все боги и риши собираются вокруг Владыки Ритуала и славят его как "Господа под сенью великого дерева баньяна". Молчанием он открывает им слово. На этой стадии Господь называется Дакшина-мурти (экзотерически владыка терпимости, а эзотерически — владыка, обращённый к югу). Зенит имеет духовную связь с югом (где находится северный полюс Земли как магнита, то есть северный магнитный полюс), а весеннее равноденствие, местопребывание владыки, обращённого к югу, это зенит богов. Дэва, стоящий над "двенадцатью дня" или Космическим Зенитом, выполняет свои обязанности, посылая дэв Дня, производя перемены от труда к отдыху и от отдыха к труду. Он восседает на юге. Кандидат, начинающий с запада свой поиск света, двигаясь на восток, получает причитающееся от своего дэвы юга.

Сатурн, владыка смерти, возглавляет этот знак для всех мирских существ. Две холодные планеты, Сатурн и Луна, являются выражением одного и того же в разных масштабах времени. Луна проходит знак за два с половиной дня, а Сатурн — за два с половиной года. Луна управляет физическим рождением или духовной смертью. Сатурн же управляет физический смертью и духовным рождением. Две эти планеты являются управителями двух солнцестояний, Рака и Козерога. В гороскопах всех тех, кто следует путём планет, Козерогом управляет Сатурн, но у тех, кто живёт в антахкаране, им управляет Уран, который открывает им три последних посвящения. Нептун управляет этим знаком у тех, кто находится на групповом уровне души, раскрывая их в третье, четвёртое и пятое посвящения, но путём бхакти. Во главе этого пути стоят Вьяса, Нарада и Санаткумара. Для тех, кто получает одеяние обращением направления вращения колеса, по своей воле входя в Скорпион и жертвуя собой для избавления своих собратьев от страданий, управитель — Марс. По этой причине Марс находит в Козероге свою экзальтацию. Это облачение совершается той великой иерархией, ашрам которой — в планете Марс. По многим тайным причинам северо-восточный угол располагается в Скорпионе. (Весы, надир, — это север. Козерог — это восток богов. Потому Скорпион находится на северо-востоке).

Для тех, кто следует путём Нептуна, цвет Козерога — синий, для тех, кто следует путём Урана, цвет — серый, а для получающих облачение это бледно-жёлтый цвет, цвет восходящей Луны.

Числовая сила этого знака — 10. Заметьте, что это первое двухзначное число, и ритуалисты называют его "колесом фортуны". Оно содержит "альфу и омегу" Откровения. Это число знаменует возвращение Спасителя. "Он восстал десятью цифрами" — говорит книга мудрости.

Металл этого знака — уран. Его духовное применение ещё не выдано Учителями Мудрости даже ученикам последних посвящений. У Учителя C. V. V., чья миссия относится к следующему знаку, Водолею, была искра этого металла, которая эманировала из его сердечного лотоса. Он высвободил производимую ею деятельность на космический план этой Земли, тем дав стимуляцию планетным принципам своих учеников. Он соединил деятельность космической кундалини с деятельностью кундалини своих последователей. Этим он достиг двух целей. Он создал возможность ускорения духовного развития человека без всякого нарушения существующих законов природы. Затем он установил духовный канал, чтобы призвать принцип космической праны на помощь деятельности её проводников.

Hydrocotile asiatica (трава брахми) — это растение, расположенное в этом знаке. К нему относится и её магическое воздействие на умственные способности человека.

Главная функция северного солнцестояния — поднятие планетарного ангела этой планеты из материи в дух. В пураническом символизме всё это явление, происходящее в течении одной кальпы (71 махаюги) называется воплощением Господа в Великого Кабана (Вараха). Потому в Козероге медитируют на Вараха аватару. Откровение формулы Кабана — это высший уровень мудрости в человеке. Аллегория говорит, что Будда умер из-за свиной косточки, и величественную концепцию, стоящую за этим, не понять непосвящённым буддистам. Сам знак Козерога, глиф которого образует часть "печати Бога на лице человека" полон высочайших тайн посвящения.

(c) Э. Кришнамачарья "Духовная астрология" (отрывок)