Беседы с Шри Нисаргадаттой Махараджем
Индия никогда не испытывала недостатка в гуру (духовных учителях). Многие философские течения появились именно на индийской земле. Предлагаю вам некоторые беседы с удивительным человеком, он не так известен как Свами Бхактиведанта Шрила Прабхупада, Рамакришна или Саи Баба, этот человек не пишет книг, и многие высказзаные им речи станут для вас ошеломляющими и даже сумасбродными. Прислушайтесь к советам этого учиталя, и ваша жизнь обретёт другой, более реальный смысл. Если же вам станет интересна его жизнь и то, как он достиг таких высот мысли, то читайте небольшое предисловие. В силу того, что наш сайт не позволяет опубликовать всю книгу, ограничтесь этим. В оформлении этих публикаций использованы Старшие Арканы Таро Ошо.
Жить – единственное предназначение жизни
Вопрос: Что значит потерпеть неудачу в Йоге? Кто становится неудачником в Йоге (йога бхрашта )?
Махарадж: Это просто вопрос незавершённости. Тот, кто по какой?то причине не смог завершить свою Йогу, считается неудачником. Такая неудача всегда временна, поскольку в Йоге не может быть поражений. Эта битва всегда выигрывается, поскольку это битва между истинным и ложным. У ложного нет шансов.
В: Кто терпит неудачу? Личность (вьякти ) или Я (вьякта )?
М: Вопрос поставлен неверно. Поражение тут ни при чём, ни в частностях, ни в целом. Это подобно путешествию по длинной крутой дороге в незнакомой местности. Из бесчисленного количества шагов только последний приводит вас к цели. Однако вы не сочтёте все предыдущие шаги неудачами. Каждый приближает вас к вашей цели, даже когда вам приходится поворачивать назад, чтобы обойти препятствие. В действительности каждый шаг приводит вас к цели, потому что ваша судьба – всегда находиться в движении, учиться, открывать, развиваться. Жить – единственное предназначение жизни. Я не отождествляет себя с успехом или поражением – сама идея о том, чтобы стать тем или этим, немыслима. Я понимает, что успех и поражение относительны и зависят друг от друга, что они являются самой основой и структурой жизни. Учитесь у обоих и идите за их пределы. Если вы не выучили урок, повторите.
В: Что я должен выучить?
М: Жить не беспокоясь о себе. Для этого вы должны знать, что ваша истинная сущность (сварупа ) неукротима, бесстрашна и всегда победоносна. Когда вы узнаете с абсолютной убеждённостью, что ничто не может повредить вам, кроме вашего воображения, вы перестанете уделять внимание своим желаниям и страхам, концепциям и представлениям, и будете жить только истиной.
Жизнь – Высший Гуру
Вопрос: Мы вдвоём приехали издалека, один из нас приехал из Великобритании, другой из Америки. Мир, в котором мы родились, разваливается на части. Мы молоды, и нас это беспокоит. Старики надеются умереть своей собственной смертью, но молодые потеряли надежду. Многие из нас отказываются убивать, но никто не может отказаться быть убитым. Мы можем надеяться привести мир в порядок до конца своих жизней?
Махарадж: Почему вы думаете, что мир пропадёт?
В: Инструменты разрушения стали невероятно могущественными. Сама наша производительность стала разрушительной по природе и уничтожает наши культурные и социальные ценности.
М: Вы говорите о нашем времени. Но так было всегда и везде. Эта ситуация может быть временной и локальной. Она кончится, и всё забудется.
В: Масштаб надвигающейся катастрофы невероятно велик. Мы живём в центре взрыва.
М: Каждый человек страдает в одиночку и умирает в одиночку. Числа здесь неуместны. Когда умирает миллион человек, смерть так же велика, как когда умирает один.
В: Природа может уничтожить миллион человек, но меня это не пугает. В этом может быть трагедия, загадка, но не жестокость. Меня ужасают страдания, разрушение и опустошение, вызванные людьми. Природа великолепна в своих деяниях. Но в действиях человека столько подлости и безумия!
М: Верно. Итак, ваша проблема – не страдания и смерть, а подлость и безумие в их основе. Не является ли подлость формой безумия? И не является ли безумие неправильным использованием ума? Проблема человечества лежит только в неправильном использовании ума. Все сокровища природы и духа открыты человеку, который использует свой ум правильно.
Ум – сама суета
Вопрос: Я швед по происхождению. Сейчас я преподаю хатха йогу в Мексике и в Соединённых Штатах.
Махарадж: Где вы её изучали?
В: У меня был учитель в Штатах, индийский Свами.
М: Что дала вам йога?
В: Хорошее здоровье и средства к существованию.
М: Очень хорошо. Это всё, чего вы хотите?
В: Я ищу покой ума. Мне отвратительны все те жестокости, совершаемые так называемыми христианами во имя Христа. Некоторое время я не исповедовал никакую религию. Затем меня привлекла йога.
М: Чего вы достигли?
В: Я изучал философию йоги, и она помогла мне.
М: Каким образом она помогла вам? По каким признакам вы определили, что помощь пришла?
В: Хорошее здоровье – это нечто реально осязаемое.
М: Неудивительно, что чувствовать себя в форме очень приятно. Удовольствие – это всё, чего вы ожидали от йоги?
В: Радость бытия – это награда хатха йоги. Но йога в более широком смысле может дать гораздо больше. Она даёт ответы на многие вопросы.
М: Что вы подразумеваете под йогой?
В: Всё учение Индии: развитие, реинкарнацию, карму и так далее.
М: Хорошо, вы получили то знание, которое хотели. Но каким образом оно принесло вам пользу?
В: Оно дало мне покой ума.
М: Разве? Ваш ум в покое? Ваш поиск завершён?
Убийство вредит убийце, не убитому
Вопрос: Один человек жил и умер тысячу лет назад. Его личность (антахкарана ) перешла в новое тело. Почему он не помнит свою прошлую жизнь? А если помнит, то можно ли перевести эту память в область сознательного?
Махарадж: Как вы определите, что в новом теле появился тот же человек? Новое тело может означать совершенно новую личность.
В: Представьте горшок с ги (индийское топленое масло). Если горшок разбивается, ги остаётся и может быть переложено в другой горшок. Старый горшок имел свой собственный аромат, у нового тоже будет свой собственный. Ги будет переносить ароматы от горшка к горшку. Таким же образом личность переносится от тела к телу.
М: Всё правильно. Если есть тело, его особенности влияют на личность. Без тела у нас есть чистая индивидуальность в чувстве «я есть». Но когда вы перерождаетесь в новом теле, куда уходит мир, который вы воспринимали раньше?
В: Все воспринимают свой собственный мир.
М: Для настоящего тела старое тело – просто концепция или память?
В: Конечно, концепция. Как ум может помнить то, что он не воспринимал?
М: Вы сами ответили на свой вопрос. Зачем вам концепции? Довольствуйтесь тем, в чём вы уверены. А единственное, в чём вы можете быть уверены, – это «я есть». Погрузитесь в него и откажитесь от всего остального. Это Йога.
Джняни не хватает и не удерживает
Вопрос: Как джняни действует, когда ему нужно что?то сделать? Он составляет планы, обдумывает детали и выполняет их?
Махарадж: Джняни понимает ситуацию во всей полноте и сразу знает, что должно быть сделано. Вот и всё. Остальное происходит само собой и по большей части бессознательно. Тождественность джняни со всем, что есть, так глубока, что как он реагирует на вселенную, так и вселенная реагирует на него. Он абсолютно уверен, что когда ситуация осознается, события начинают происходить с адекватной реакцией. Обычный человек озабочен лично, он сравнивает риск и шансы, а джняни остаётся внимательным, уверенным в том, что всё происходит так, как должно происходить. Не важно, что происходит, поскольку в конечном счёте возврат к равновесию и гармонии неизбежен. Сердце вещей пребывает в покое.
В: Я понял, что личность – это иллюзия, и осознанная непривязанность без потери индивидуальности – точка нашего соприкосновения с реальностью. Пожалуйста, скажите мне, в настоящий момент вы личность или самоосознающая индивидуальность?
М: И то, и другое. Но истинное «я» можно описать только в терминах личности, в терминах того, чем я не являюсь. Всё, что вы можете сказать о личности, это не «я», а о «я» вы не можете сказать ничего, что не относилось бы к личности, как она есть, какой она может быть, какой она должна быть. Любые качества персональны. Реальное лишено каких?либо качеств.
Глоссарий
Аватар (ава – из, вниз; аватаран – нисхождение) – воплощение, инкарнация.
Авьякта (а – отриц. частица не; вьякта – проявленное) – не?проявленное, противоположность вьякты .
Адхи?йога (адхи – верхнее, высшее) – Высшая Йога.
Акаша (а – предлог к; каша – видимое, проявленное) – пустота; эфир как один из элементов пространства; небо.
Ананда (а – предлог к; нанд – радоваться, наслаждаться) – блаженство, счастье.
Анирвачанья (а – отрицат. частица не; вачанья от вач – слово, выражение) – невыразимое.
Антахкарана (антар – внутренний; карана – орган чувства) – психика, ум. Ум в собирательном смысле, включая интеллект (буддхи ), эго (ахамкара ) и ум (манас ).
Анубхава (ану – после; бхав – случаться) – прямое восприятие, опыт, сознавание. Опыт, получаемый в конце действия, восприятия, чувства или мысли. В любом переживании единственный переживающий – «я». Следовательно, любая анубхава ве дё т к основе «я» – «я есть».
Атма , Атман (атм – принадлежащий самому себе) – Высшее Я, индивидуальная душа. Атман за пределом трёх гун Пракрита . Действует не атман , а только Пракрита .
Атма-бхакти (атман + бхакти от бхадж – поклоняться, преклоняться) – поклонение Высшему.
Атмарам (атма – я; рам , раман – наслаждаться) – наслаждаться Я.
Ахимса (а – отриц. частица не; химса – убийство, насилие) – ненасилие; непричинение вреда мыслью, словом и действием.
Брахма (брх – расти, увеличиваться) – Брахма создаёт, увеличивает. Один из богов индуистской троицы: Брахма – создатель, Вишну – хранитель и Шива – разрушитель.
Брахман – Абсолют, Абсолютная Реальность, с её характеристиками – абсолютным существованием (сат ), абсолютным сознанием (чит ) и абсолютным блаженством (ананда ). Согласно Шанкарачарье, Брахман , Абсолют, имеет пять различных фаз: Хираньягарбха – Космическое Я, Ишвара – личный бог в форме Аватара , Джива – индивидуальная душа, Пракрита – бренная Природа и Шакти – созидательная энергия.
Брахмасми (Брахман – Высшее; асми – я есть, ас – быть) – «я есть» (асми ) символизирует чистое осознание само?существования и, следовательно, выражение чистого сознания, или Пурушу . Когда это чистое сознание вовлекается в материю, чистое «я есть» превращается в «я есть то», «я такой?то и такой?то».
Брахмачарья – воздержание, религиозное ученичество с сохранением целибата. Брахмачарья в широком смысле подразумевает не только сексуальное воздержание, но и свободу от стремления к любым чувственным удовольствиям.
Буддхи (бодхати – различать, знать) – интеллект, отражение реального в уме. Буддхи – это способность, позволяющая уму воспринимать объекты феноменального мира. Пока буддхи функционирует посредством ума, невозможно познать чистое сознание (будх – пробуждаться, наблюдать).
Бхаджан (бхадж – преклоняться) – практика поклонения, молитва.
Бхакти – (бхадж – преклоняться) – преданность, преклонение. Отсюда «бхакта» – преданный.
Бхога , бхог (бхудж – наслаждаться, переносить) – переживание мирских радостей и горестей. «Бхог» – тот, кто вовлечён в мирские радости и печали. «Бхога марга» – путь мирских стремлений – радостей и печалей.
Вайрагья (ви – без; рага – желание) – отсутствие мирских желаний. Равнодушие к нереальному, преходящему. Отсюда полное отсутствие какого?либо интереса к объектам удовольствия.
Вивека (ви – прочь, без; века – от корня вик – просеивать, отделять, различать) – различение, правильное различение между истинным и ложным, реальным и нереальным. Вивека – это выражение духовного сознания, скрытого за умом. Вивека ведёт к вайрагье .
Вишну – один из богов индуистской троицы – Брахма , Вишну , Шива .
Вьякта (ви – отдельно, без; акта – пассивная частица) – проявленная материя, эволюционирующая Природа.
Вьякти – личность, внешнее «я».
Вьяктитва – личность, ограниченное самоотождествление с телом.
Гуны – качества, атрибуты. В философии Самкхья три качества Космической Субстанции (Пракрита ) таковы: прояснение (саттва ), активизация (раджас ) и сдерживание (тамас ).
Гуру – духовный учитель, наставник.
Деха – физическое тело.
Деха-буддхи – интеллект, который способствует отождествлению Я с физическим телом.
Джаграт-сушупти (джагри – быть пробужденным, внимательным, наблюдательным; сушупти – сон) – пробужденный сон.
Джива , дживатман (джив – жить) – индивидуальная душа. Согласно Веданте, джива возникает в результате ложного отождествления атмана с телом, чувствами и умом. Атман + чувство делания = джива .
Джняна (джня – знать) – знание, особенно высшее знание, полученное в медитации. Джняни – знающий. Джняна – это реализация единства всех вещей в Брахмане .
Дигамбара (диш , дик – сторона света, направление неба; амбар – одежды) – обнажённый, облачённый в стороны света.
Йог – тот, кто практикует Йогу.
Йога (йудж – соединять) – одна из шести систем индуистской философии. Йога учит средствам, с помощью которых индивидуальный дух (дживатма ) может быть объединён с Универсальным Духом (Параматма ). Считается, что система Йоги была создана Патанджали.
Йога-вхрашта – тот, кто выпал из высокого состояния Йоги.
Йога-кшетра – поле Йоги, физическое тело в философском смысле (кшетра – поле).
Йога-садхана – духовная практика Йоги.
Кальпана – воображение, фантазия.
Карана – причина; начальная причина, неизменно предшествующая результату; непроявленная потенциальная причина, которая постепенно принимает форму видимого следствия; материальная причина вселенной. Карана – это космическая энергия в потенциальной форме.
Карма (карма – делать, совершать) – действие, особенно ответное действие, хорошее или плохое. Карма бывает трёх видов: санчита (накопленная в предыдущих рождениях), прарабдха (часть прошлой кармы , выделенная для работы над ней в этой жизни) и агами (текущая карма, результаты которой проявятся в будущем).
Лила – игра, забава; космос, воспринимаемый как божественная игра. Лила не является Абсолютной истиной Брахмана . Это частичная истина, неотличимая от неистины. Например, лёд можно описать как воду и как пар. Оба утверждения верны только частично.
Мана , манас (ман – думать) – ум, понимание. Манас – это способность мыслить, способность различать. В философии Ньяя манас рассматривается как некая сущность, отличная от Атмана , души.
Манана (ман – думать) – медитация, размышление.
Мантра (ман – думать; тра – агентивный суффикс) – заклинание, прославление, инструмент мысли, совершенные звуки, визуализируемые как буквы и произносимые как слоги. Мантра – это группа слов, постоянное повторение которых даёт специфические результаты.
Марга – путь.
Маха-вакья (вак – слово, звук, выражение; вакья – речь, фраза, сказанное; Маха?вакья – маха , великий, наивысший + вакья , фраза, произнесённое) – наивысшее сказанное. Четыре высказывания из Упанишад, выражающие наивысшие ведантические истины, известны как Махавакьи . Это Праджнянам Брахман (сознание есть Брахман ), Ахам Брахмасми (я есть Брахман ), Тат Твам аси (То есть Ты) и Айам Атма Брахма (Я есть Брахман ).
Махадакаша (махат – великий; акаша – небо) – великое пространство существования, вселенная материи и энергии.
Маха-карта (маха – великий; карта – деятель; кар – делать) – великий деятель. Ум является великим деятелем, поскольку он всегда занят, всегда вовлечён во что?то.
Маха-майя (маха – великий; майя – иллюзия) – Великая Иллюзия, Нереальность. Майя – это иллюзорная сила, скрывающая Реальность. Природа майи – обманывать. Майя – это совокупность всех ментальных проекций,
Маха-мантра – великое заклинание, (см. Мантра ).
Маха-мритью – окончательная утрата иллюзий, великая смерть всего творения.
Маха-саттва (маха – великий; саттва – бытие, гармоничное существование) – Высшая Гармония.
Маха-таттва (маха – великий; таттва – реальность, истинная суть) – Великая Реальность, Высшее Сознание.
Мокша (мук – отпустить, освободить) – избавление, освобождение от мирского существования. Мукта – освобождённый человек.
Мокша-санкальпа (мокша – освобождение; санкальпа – намерение) – намерение освободиться от ложного.
Мумукшаттва – правильное желание, которое представляет собой искреннюю устремлённость познать Абсолютную Основу и, таким образом, достичь освобождения. В Веданте считается одним из четырёх качеств ищущего Истину: правильное различение (вивека ), правильное бесстрастие (вайрагья ), правильное поведение (сат?сампат ) и правильное желание (мумукшатва ). Мумукшатва – это интенсивная жажда свободы.
Нети-нети – не это, не то; аналитический процесс постепенного отрицания всех имён и форм (нама?рупа ), из которых состоит мир, чтобы достичь вечного, Абсолютной Истины.
Нивритти (нир – без; вритти от варт – вращать, возвращать образ жизни) – освобождение от существования в мире, отказ.
Нирвана (нис – наружу; вана – унесённый ветром, корень ва – дуть) – окончательное растворение, угасание пламени жизни и, соответственно, освобождение от материи и воссоединение с Высшим Духом (Брахманом ). Нарвана – ищущий Нирваны.
Нирвикальпа (нир – без; кальпа – сомнения, мысли, фантазии) – свободный от формирования мыслей, без превращений ума.
Ниргуна (нир – без; гуна – качество) – необусловленный, не имеющий качеств.
Нисарга – естественный, присущий, природный.
Парабрахман (пара – вне; Брахман – Абсолютная Реальность) – Высшая Реальность.
Парамакаша (парам – высшее, самое отдалённое, величайшее; акаша – пустота) – великое пространство, безвременная и беспространственная Реальность. Отсюда Абсолютное Бытие.
Парамартха (пара – вне; артха – цель, истинное знание) – высшая истина.
Правритти (пра – до; вритти – стиль жизни) – продолжаемая активность, склонность к мирской жизни.
Праджня (праджин – мудрый; пра – высокий; джня – знать) – несамосознающее знание, познающее сознание, чистое осознание. Праджня означает высшее сознание.
Пракрити (пра – перед, первый; пар – делать) – Космическая Субстанция, изначальная беспричинная причина феноменального существования, бесформенная, бесконечная, неподвижная, вечная и всепроникающая. Другое название «Авьякта».
Пралайя (пра – перед, первый; лайя – угасание, исчезновение) – полное растворение, когда космос сливается с Непроявленным Абсолютом Высшей Реальности.
Прана (пра – перед; ана – дыхание) – дыхание жизни, жизненная основа.
Прарабдха (пра , прак – до; абдхам , аддхи – резервуар) – судьба; то, что начинается как «задуманное». Отсюда запас санчита кармы (кармы прошлых жизней), который стал судьбой в настоящей жизни.
Премакаша (прем – любовь; акаша – пространство, небо) – Брахман в своём аспекте безграничной любви. Другое название Чидакаши , но с акцентом на любви, а не на знании. Любовь – это выражение Я через сердце. Премакаша – это сердце + «я есть», то есть «я есть сердце».
Пуджа (пу , пуяти , пута – очищать) – поклонение, восхваление.
Пурна – полный, завершённый, абсолютный, бесконечный – описания Брахмана .
Пуруша – Космический Дух, вечная и эффективная причина вселенной, дающая видимость сознания всем проявлениям материи (пракрити ). Связанность Пуруши в материи вызвана сознанием «я», рождённым Читта?вритти , откуда возникают бесчисленные желания.
Раджас (ра(н)дж – быть окрашенным, вовлечённым, взволнованным) – движущая сила, активность, энергия. Одна из трёх составляющих Космической Субстанции (саттва , раджас и тамас ), без которой две другие не могут проявиться.
Сагуна – проявленное состояние с тремя «гунами» – саттвой , раджасом и тамасом . Высший Абсолют, представленный как имеющий качества, такие как любовь, сострадание и т.д., в отличие от Недифференцированного Абсолюта Адвайты Веданты.
Саданубхава (сада – всегда; анубхава – переживание) – переживание Предвечной Реальности.
Садашива (сада – всегда; шива – милосердный, процветающий) – вечная красота, всегда процветающий.
Садгуру (сат – истинное, трансцендентальное бытие; гуру – учитель) – истинный духовный учитель.
Садхана (садх – идти прямо к цели, быть успешным) – практика, ведущая к успеху в «сиддхи».
Садху (садх – идти прямо к цели) – аскет.
Самадхи (сам – вместе; а – предлог к; дхи – соединять, положить вместе) – сверхсознательное состояние, глубокая медитация, транс, экзальтированная погруженность. Практика Йоги, в которой ищущий (садхака ) становится одним с объектом своей медитации (садхья ), обретая таким образом лишённое качеств блаженство. Самадхи бывает пяти видов: савикальпа – визуализация объекта чувств (обычно идеал или божество) в сфере дуальности, нирвикальпа – вне сомнений, имён и форм, ниссанкальпа – желания перестают приходить в форме «санкальпы», нирвриттик – прекращаются даже невольные движения ума (вритти ), нирвасана – останавливается даже инстинктивный подъём «васан».
Самвид – осознание.
Самскара (санс – вместе; кара – действие, соединять) – ментальный отпечаток, память. Другое название васана , остаточный отпечаток.
Сат – трансцендентный аспект Абсолютной Основы в активном состоянии. Противоположность – «асат».
Сат-санг (сат – истинное, мудрое; санг – объединение) – общение с истинными и мудрыми людьми.
Саттва (сат – бытие; тва – абстрактное производное) – бытие, существование, истинная сущность. В Йоге – качество чистоты или гармонии. «Саттвичный» – чистый, истинный.
Саттванубхава – переживание (анубхава ) подлинной гармонии вселенной (саттвы , бытия).
Сат-чит (сат – бытие; чит – сознание) – трансцендентальное условие универсальной потенциальности.
Сатчитананда (сат – бытие; чит – сознание; ананда – блаженство) – Абсолютная Основа с тремя атрибутами в абсолютном совершенстве.
Сатьякама (сатья – истина, Брахман ; кама , камана – желание) – тот, кто желает Высшую Истину.
Сатьям-Шивам-Сундарам – истинный, хороший, красивый – сатьям (сат – истинный), шивам (шива – милостивый, процветающий), сундарам (сундар – красивый).
Сварга – небесная область.
Сварупа (сва – свой собственный; рупа – тонкий элемент формы) – своя собственная форма, природа, характер.
Сиддха (садх – идти прямо к цели, быть успешным) – реализованный, тот, кто достиг совершенства.
Смарана – вспоминание, ментальное повторение.
Сохам (со – он; ахам – я есть) – я есть Он.
Сутратма (сутра – нить, струна; атма – душа) – взаимосвязь между всеми существами.
Тамас – темнота, инерция, пассивность. Одна из трёх составляющих (гун ) Космической Субстанции (саттва , раджас , тамас ).
Тат?сат (тат – то; сат – истина, Бытие, Реальность) – это есть Истина. «Ом Тат Сат» – это священная фраза, в которой Брахман отождествляется с каждым из трёх слов.
Таттва (тад , тат – то; тва – абстрактный суффикс, «таковость») – истинная сущность, Реальность.
Турия (турия – четвёртый) – сверхсознательное состояние самадхи , четвёртое состояние души, в котором она становится единой с Брахманом , высшее осознание.
Туриятита (турия + атита , вышедший за пределы) – за пределами высшего осознания.
Тьяга – отказ. Тьяга – это отказ от плодов любой работы, т.е. тьяги должен совершать карму с непривязанностью и без ожидания результатов.
Упарати (упа – к, под, вниз; рати – покой, отдых, от корня рам – удовлетворять) – покой, отдых, терпение и отказ от всех сектантских ритуалов. В Веданте одно из шести требований (сат?сампат ): сама – спокойствие, дама – сдержанность, упарати – терпение, титикша – стойкость, сраддха – вера и самадхана – равновесие.
Четана (чит – воспринимать) – сознание, внутреннее пробуждение.
Чидакаша (чит – воспринимать; акаша – пространство, небо) – Брахман в его аспекте ограниченного знания, пространство осознания. Используется для обозначения сознания, как индивидуального, так и универсального.
Чидананда (чит – воспринимать; ананда – радость) – Сознание?Блаженство, радость духа.
Чидарам (чит – воспринимать; рам – наслаждаться) – радость сознания.
Чит (чит – воспринимать) – Универсальное Сознание.
Читта (чит – воспринимать) – индивидуальное сознание. Читта имеет природу сознания, которая нематериальна, но находится под влиянием материи. Её можно описать как продукт сознания и материи, или Пуруши и Пракрити . Читта включает в себя все уровни ума, самым нижним из которых является манас .
Шива – один из богов индуистской троицы: Брахма – создатель, Вишну – хранитель и Шива – разрушитель. Шива означает благосклонный, милостивый. Разрушение космоса богом Шивой – это милостивый акт, поскольку разрушение предшествует творению. Шива – это абсолютная любовь основы «я» в человеке. Как разрушитель, Он способствует полному уничтожению человеческого эго.
Шравана – слушание писаний, акт слушания.