Эзотерика
Различие между непознанным и непознаваемым, между наукой и фантазией - вот это существенно. Четыре направления компаса - логика, знание, мудрость и непознанное. Некоторые останавливаются на последнем направлении. Другие идут дальше. Прельститься одним - значит, потерять из виду три. Я могу покориться непознанному, но не непознаваемому. Человек предпочитающий последнее...либо святой, либо дурак.
Р. Желязны "Бог Света"
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
Козьма Прутков
По какой бы дороге вы не шли, главное - это горячее стремление к истине. Бог знает тайны вашего сердца, и для Него не важно, что вы идёте по неправильному пути. Нужна только ваша искренность. Он сам опять выведет вас на правильную дорогу.
Рамакришна
ШИН
И предпоследняя буква в алефбет также приглашает нас задуматься над природой мироздания, над соотношением в нем духовного и материального.
Графически буква шин состоит из букв йод, вав и заин, написанных подряд. Напоминаем, что йод символизирует духовность высших сфер, вав служит каналом, проводящим ее в наш мир, а заин обретает значение зан – питающий, поддерживающий жизнь. Следовательно, духовность, сходя в этот мир, дает ему жизненную силу. С другой стороны, во имя высших идей можно внести в мир смерть и разрушения и тогда буква заин реализуется в своем смертоносном качестве – «оружие»; мы уже отмечали, что на иврите слово заин означает именно это. Получается, что духовность может служить как созиданию, так и разрушению. И человеку предстоит сделать выбор между этими путями.
Опасность ошибки, скрытая в двойственности буквы шин, обсуждается в Талмуде («Шабат», 104), где сказано, что на этой букве строится слово шекер – «ложь». Поговорка «У лжи короткие ноги» неожиданно находит подтверждение в написании слова шекер: шин–коф–рейш, – где ни одна из букв не имеет больше одной ножки, что говорит о неустойчивости лжи. На иврите слово «правда» – эмет, алеф–мэм–тав – состоит из букв, стоящих на двух ножках, ведь правда стабильна и не конъюнктурна. Кроме того, все буквы, составляющие слово шекер, сгрудились в конце алефбет, и в этом демонстрируя неустойчивое положение, а буквы эмет, напротив, представляют весь алфавит: алеф – первая, мэм – средняя, а тав – последняя его буквы.
ТАВ
Буква тав – последняя, двадцать вторая буква в алефбет. Гиматрия буквы тав – 400. Строго говоря – и об этом уже упоминалось в тексте, – букв в алфавите больше, ибо есть еще так называемые «конечные»: форма написания и числовое значение некоторых букв зависят от того, какое место они занимают в слове, если такая буква стоит в нем последней, то она иначе пишется и имеет другую гиматрию. Есть конечные формы у буквы мэм, и ее гиматрия – 500, у нун – 600, у цади – 700, у пэй – 800, у каф – 900. Вместе с ними еврейский алфавит насчитывает двадцать семь букв. Но в тех случаях, когда перед буквами, обозначающими трехзначное число, стоит алеф, эта первая буква принимает значение «тысяча» (к примеру, алеф + нун = 1600). Само слово элеф – «тысяча» – пишется теми же буквами, что и название первой буквы алеф – алеф–ламед–пэй, замыкая тем самым круг.
Письменность, как известно, предназначена для передачи мыслей и понятий, словом – для передачи информации. Благодаря ей осуществляется переход от незримого для окружающих внутреннего мира человека вовне, к его зримому и фиксированному выражению в тексте. Эта функция выполняется только при условии завершенности и полноты, и буква тав, венчающая алефбет, придает ему необходимую цельность. Не случайно само название буквы: слово тав означает «знак», «клеймо».
Предисловие
Писать биографию Шри Нисаргадатты Махараджа – занятие тяжёлое и неблагодарное. Потому что неизвестна не только точная дата его рождения, но также нет никаких подтверждённых сведений, касающихся его детства. Однако некоторые его старшие родственники и друзья говорят, что он родился в марте 1897 года в день полнолуния, который совпал с фестивалем Ханумана Джаянти, когда индусы почитают Ханумана, также называемого Марути, бога?обезьяну из Рамаяны. И в честь этого родители Махараджа назвали его Марути.
Доступная информация о его молодых годах склеена наспех и бессвязна. Мы знаем, что его отец Шиврампант был бедным человеком, работавшим одно время в качестве домашнего слуги в Бомбее, а затем ставшим мелким фермером в Кандалгаоне, маленькой деревушке в лесах Ратнагири в Махараштре. Марути рос практически без образования. Будучи ещё мальчишкой, он помогал отцу по мере своих сил – ухаживал за скотом, пас быков, работал на полях и исполнял мелкие поручения. Его развлечения были простыми, как и его работа, но он был одарён пытливым умом и постоянно донимал всех своими вопросами.
У его отца был друг брахман по имени Вишну Харибхау Гор, который был человеком набожным и образованным. Гор часто разговаривал с мальчиком на религиозные темы, а маленький Марути внимательно слушал и много размышлял об этом, чего никто не мог предположить. Гор был для него идеалом – честный, добрый и мудрый.
Чувство «я есть»
Вопрос: Каждый день при пробуждении откуда?то внезапно появляется этот мир. Откуда он берётся?
Махарадж: Прежде чем что?то возникнет, должен быть кто?то, кто это воспримет. Все появления и исчезновения предполагают какое?то изменение на некоем неизменном фоне.
В: Перед пробуждением сознание отсутствовало.
М: В каком смысле? Вы всё забыли, или восприятия не было вообще? Разве вы не воспринимаете, даже когда вы без сознания? Можно ли существовать без сознавания? Провал в памяти: является ли он доказательством не?существования? И вправе ли вы рассуждать о своём не?существовании как о пережитом опыте? Вы не можете даже сказать, что ваш ум не существовал. Разве вы никогда не просыпались оттого, что вас позвали? И, просыпаясь, не было ли первым, что вы ощущали, чувство «я есть»? Какое?то зерно сознания должно присутствовать даже во сне или обмороке. При пробуждении сознание проходит следующие стадии: «Я есть – тело – в этом мире». Кажется, что эти стадии наступают последовательно, но фактически это происходит одновременно, единая идея о существовании тела в мире. Можно ли испытывать чувство «я есть», не будучи при этом конкретным человеком?
В: Я всегда являюсь кем?то с определёнными привычками и памятью. Другого «я есть» я не знаю.
М: Может быть, что?то мешает вам узнать? Когда вы не знаете чего?то, что знают другие, что вы делаете?
Одержимость телом
Вопрос: Махарадж, вы сидите передо мной, и я здесь, у ваших ног. Каково основное различие между нами?
Махарадж: Нет никакого основного различия.
В: Всё?таки должно быть какое?то различие, ведь я пришёл к вам, а не вы ко мне.
М: Вы воображаете различия, поэтому и ходите туда?сюда в поисках «высших» людей.
В: Вы тоже высшая личность. Вы знаете истину, а я нет.
М: Разве я когда?нибудь говорил вам, что вы не обладаете знанием, и потому ниже меня? Пусть те, кто придумывает эти различия, докажут их. Я не утверждаю, что знаю то, чего не знаете вы. Фактически, я знаю гораздо меньше вас.
В: Ваши слова мудры, ваше поведение благородно, ваша Милость всесильна.
М: Я ничего об этом не знаю и не вижу разницы между вами и мной. Моя жизнь – это последовательность событий, так же как и ваша. Только я непривязан и воспринимаю происходящее шоу как шоу, а вы цепляетесь за вещи и движетесь вместе с ними.
В: Что сделало вас таким беспристрастным?
М: Ничего особенного. Просто случилось так, что я доверял своему Гуру. Он сказал мне, что я есть не что иное, как я сам, и я поверил ему. Веря ему, я вёл себя соответственно и перестал заботиться о том, что не являлось ни мной, ни моим.
Живое настоящее
Вопрос: Как я понимаю, и с моим телом, и с моим истинным бытием всё в порядке. Они от меня не зависят и не нуждаются в какой?либо доработке или улучшении. Единственное, что не совсем в порядке, – это «внутреннее тело», называйте это умом, сознанием, антахкараной , или как?то ещё.
Махарадж: А что, по?вашему, не так с вашим умом?
В: Он беспокоен, жаден до удовольствий и боится неприятного.
М: А что плохого в том, чтобы искать удовольствий и избегать неприятного? Между берегом боли и берегом наслаждения течёт река жизни. Проблемы появляются только тогда, когда ум отказывается плыть по течению жизни и застревает на одном из берегов. «Плыть по течению жизни» означает приятие , то есть позволять приходить тому, что приходит, и уходить тому, что уходит. Отбросьте желания и страх, наблюдайте за тем, что есть, как и когда оно происходит, поскольку вы не то, что происходит, вы тот, с кем это происходит. В конечном счёте, вы даже не наблюдатель. Вы – абсолютный потенциал, проявлением и выражением которого является всеохватывающее сознание.