Различие между непознанным и непознаваемым, между наукой и фантазией - вот это существенно. Четыре направления компаса - логика, знание, мудрость и непознанное. Некоторые останавливаются на последнем направлении. Другие идут дальше. Прельститься одним - значит, потерять из виду три. Я могу покориться непознанному, но не непознаваемому. Человек предпочитающий последнее...либо святой, либо дурак.

Р. Желязны "Бог Света"

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.

Козьма Прутков

По какой бы дороге вы не шли, главное - это горячее стремление к истине. Бог знает тайны вашего сердца, и для Него не важно, что вы идёте по неправильному пути. Нужна только ваша искренность. Он сам опять выведет вас на правильную дорогу.

Рамакришна

 

Личность – это препятствие

Read more ...Вопрос:  Как я понимаю, мир – это школа Йоги, а жизнь – это практика Йоги. Все стремятся к совершенству, а Йога – это и есть стремление. Нет ничего недостойного в так называемых «обычных» людях и их «обычных» жизнях. Они стремятся так же сильно и страдают так же много, как и йоги, только они не сознают свою истинную цель.
Махарадж:  В каком смысле ваши обычные люди – йоги?
В:  Их конечная цель такая же. То, чего йог достигает через отречение (тьяга ), обычный человек получает через переживание (бхога ). Путь Бхоги бессознателен, и потому полон повторений и растянут, в то время как путь Йоги намеренный и интенсивный, и потому может оказаться более быстрым.
М:  Периоды Йоги и Бхоги могут сменять друг друга. Вначале Бхога, затем Йога, потом опять Бхога и снова Йога.
В:  Зачем это нужно?
М:  От слабых желаний можно избавиться с помощью интроспекции и медитации, но сильные, имеющие глубокие корни желания надо исполнить и вкусить их плоды, сладкие или горькие.
В:  Тогда почему мы так почитаем йогов и говорим пренебрежительно о бхогах? В некотором роде все являются йогами.
М:  На человеческой шкале ценностей намеренные усилия считаются достойными восхищения. В действительности, как йоги, так и бхоги следуют своей собственной природе в соответствии с обстоятельствами и возможностями. Жизнь йога управляется единым желанием – найти Истину, а бхог служит многим. Но бхог становится йогом, а йог может превратиться в бхога. Конечный результат один и тот же.
В:  Считается, что Будда говорил, что чрезвычайно важно услышать от кого?то, что существует просветление – полное изменение и преобразование сознания. Хорошая новость сравнивается с искрой в куче хлопка – медленно, но неизменно весь он превратится в пепел. Подобным образом, новость о существовании просветления рано или поздно приведёт к трансформации.
М:  Да, вначале слушание (шравана ), затем удержание в памяти (смарана ), размышление (манана ) и так далее. Это всё знакомо. Человек, услышавший новость, становится йогом, а остальные остаются бхогами.

Read More

Все страдания порождаются желаниями

Read more ...Вопрос:  Я приехал издалека. У меня был некоторый опыт внутренних переживаний, и я хотел бы обменяться впечатлениями.
Махарадж:  Пожалуйста. Вы знаете, кто вы?
В:  Я знаю, что я не тело и не ум.
М:  Откуда вы это знаете?
В:  Я чувствую, что нахожусь не в теле. Кажется, что я повсюду, везде. Что касается ума, я могу его «включать» и «выключать». Это даёт мне ощущение, что я не являюсь умом.
М:  Когда вы чувствуете себя везде в мире, вы остаетесь отделённым от мира? Или вы и есть мир?
В:  И то, и это. Иногда я чувствую себя не умом или телом, а одним?единственным всевидящим оком. Когда я погружаюсь глубже в него, я обнаруживаю, что стал тем, что я вижу, тогда мир и я становимся одним.
М:  Очень хорошо. А какие?нибудь желания у вас остались?
В:  Да, они приходят, короткие и неглубокие.
М:  И что вы с ними делаете?
В:  А что я могу сделать? Они приходят и уходят. Я наблюдаю за ними. Иногда я замечаю, что мои тело и ум объединяются для их исполнения.
М:  Чьи желания исполняются?
В:  Они – часть мира, в котором я живу. Они подобны деревьям или облакам.
М:  Разве они не являются признаком несовершенства?
В:  Почему они должны им быть? Они такие, какие они есть, и я такой, какой я есть. Как может появление и исчезновение желаний повлиять на меня? Конечно, они влияют на форму и содержимое ума.
М:  Очень хорошо. Кем вы работаете?

Read More

Жить – единственное предназначение жизни

Read more ...Вопрос:  Что значит потерпеть неудачу в Йоге? Кто становится неудачником в Йоге (йога бхрашта )?
Махарадж:  Это просто вопрос незавершённости. Тот, кто по какой?то причине не смог завершить свою Йогу, считается неудачником. Такая неудача всегда временна, поскольку в Йоге не может быть поражений. Эта битва всегда выигрывается, поскольку это битва между истинным и ложным. У ложного нет шансов.
В:  Кто терпит неудачу? Личность (вьякти ) или Я (вьякта )?
М:  Вопрос поставлен неверно. Поражение тут ни при чём, ни в частностях, ни в целом. Это подобно путешествию по длинной крутой дороге в незнакомой местности. Из бесчисленного количества шагов только последний приводит вас к цели. Однако вы не сочтёте все предыдущие шаги неудачами. Каждый приближает вас к вашей цели, даже когда вам приходится поворачивать назад, чтобы обойти препятствие. В действительности каждый шаг приводит вас к цели, потому что ваша судьба – всегда находиться в движении, учиться, открывать, развиваться. Жить – единственное предназначение жизни. Я не отождествляет себя с успехом или поражением – сама идея о том, чтобы стать тем или этим, немыслима. Я понимает, что успех и поражение относительны и зависят друг от друга, что они являются самой основой и структурой жизни. Учитесь у обоих и идите за их пределы. Если вы не выучили урок, повторите.
В:  Что я должен выучить?
М:  Жить не беспокоясь о себе. Для этого вы должны знать, что ваша истинная сущность (сварупа ) неукротима, бесстрашна и всегда победоносна. Когда вы узнаете с абсолютной убеждённостью, что ничто не может повредить вам, кроме вашего воображения, вы перестанете уделять внимание своим желаниям и страхам, концепциям и представлениям, и будете жить только истиной.

Read More

Жизнь – Высший Гуру

Read more ...Вопрос:  Мы вдвоём приехали издалека, один из нас приехал из Великобритании, другой из Америки. Мир, в котором мы родились, разваливается на части. Мы молоды, и нас это беспокоит. Старики надеются умереть своей собственной смертью, но молодые потеряли надежду. Многие из нас отказываются убивать, но никто не может отказаться быть убитым. Мы можем надеяться привести мир в порядок до конца своих жизней?
Махарадж:  Почему вы думаете, что мир пропадёт?
В:  Инструменты разрушения стали невероятно могущественными. Сама наша производительность стала разрушительной по природе и уничтожает наши культурные и социальные ценности.
М:  Вы говорите о нашем времени. Но так было всегда и везде. Эта ситуация может быть временной и локальной. Она кончится, и всё забудется.
В:  Масштаб надвигающейся катастрофы невероятно велик. Мы живём в центре взрыва.
М:  Каждый человек страдает в одиночку и умирает в одиночку. Числа здесь неуместны. Когда умирает миллион человек, смерть так же велика, как когда умирает один.
В:  Природа может уничтожить миллион человек, но меня это не пугает. В этом может быть трагедия, загадка, но не жестокость. Меня ужасают страдания, разрушение и опустошение, вызванные людьми. Природа великолепна в своих деяниях. Но в действиях человека столько подлости и безумия!
М:  Верно. Итак, ваша проблема – не страдания и смерть, а подлость и безумие в их основе. Не является ли подлость формой безумия? И не является ли безумие неправильным использованием ума? Проблема человечества лежит только в неправильном использовании ума. Все сокровища природы и духа открыты человеку, который использует свой ум правильно.

Read More

Ум – сама суета

Read more ...Вопрос:  Я швед по происхождению. Сейчас я преподаю хатха йогу в Мексике и в Соединённых Штатах.
Махарадж:  Где вы её изучали?
В:  У меня был учитель в Штатах, индийский Свами.
М:  Что дала вам йога?
В:  Хорошее здоровье и средства к существованию.
М:  Очень хорошо. Это всё, чего вы хотите?
В:  Я ищу покой ума. Мне отвратительны все те жестокости, совершаемые так называемыми христианами во имя Христа. Некоторое время я не исповедовал никакую религию. Затем меня привлекла йога.
М:  Чего вы достигли?
В:  Я изучал философию йоги, и она помогла мне.
М:  Каким образом она помогла вам? По каким признакам вы определили, что помощь пришла?
В:  Хорошее здоровье – это нечто реально осязаемое.
М:  Неудивительно, что чувствовать себя в форме очень приятно. Удовольствие – это всё, чего вы ожидали от йоги?
В:  Радость бытия – это награда хатха йоги. Но йога в более широком смысле может дать гораздо больше. Она даёт ответы на многие вопросы.
М:  Что вы подразумеваете под йогой?
В:  Всё учение Индии: развитие, реинкарнацию, карму  и так далее.
М:  Хорошо, вы получили то знание, которое хотели. Но каким образом оно принесло вам пользу?
В:  Оно дало мне покой ума.
М:  Разве? Ваш ум в покое? Ваш поиск завершён?

Read More

Убийство вредит убийце, не убитому

Read more ...Вопрос:  Один человек жил и умер тысячу лет назад. Его личность (антахкарана ) перешла в новое тело. Почему он не помнит свою прошлую жизнь? А если помнит, то можно ли перевести эту память в область сознательного?
Махарадж:  Как вы определите, что в новом теле появился тот же человек? Новое тело может означать совершенно новую личность.
В:  Представьте горшок с ги (индийское топленое масло). Если горшок разбивается, ги остаётся и может быть переложено в другой горшок. Старый горшок имел свой собственный аромат, у нового тоже будет свой собственный. Ги будет переносить ароматы от горшка к горшку. Таким же образом личность переносится от тела к телу.
М:  Всё правильно. Если есть тело, его особенности влияют на личность. Без тела у нас есть чистая индивидуальность в чувстве «я есть». Но когда вы перерождаетесь в новом теле, куда уходит мир, который вы воспринимали раньше?
В:  Все воспринимают свой собственный мир.
М:  Для настоящего тела старое тело – просто концепция или память?
В:  Конечно, концепция. Как ум может помнить то, что он не воспринимал?
М:  Вы сами ответили на свой вопрос. Зачем вам концепции? Довольствуйтесь тем, в чём вы уверены. А единственное, в чём вы можете быть уверены, – это «я есть». Погрузитесь в него и откажитесь от всего остального. Это Йога.

Read More