Различие между непознанным и непознаваемым, между наукой и фантазией - вот это существенно. Четыре направления компаса - логика, знание, мудрость и непознанное. Некоторые останавливаются на последнем направлении. Другие идут дальше. Прельститься одним - значит, потерять из виду три. Я могу покориться непознанному, но не непознаваемому. Человек предпочитающий последнее...либо святой, либо дурак.

Р. Желязны "Бог Света"

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.

Козьма Прутков

По какой бы дороге вы не шли, главное - это горячее стремление к истине. Бог знает тайны вашего сердца, и для Него не важно, что вы идёте по неправильному пути. Нужна только ваша искренность. Он сам опять выведет вас на правильную дорогу.

Рамакришна

 

Джняни не хватает и не удерживает

Read more ...Вопрос:  Как джняни  действует, когда ему нужно что?то сделать? Он составляет планы, обдумывает детали и выполняет их?
Махарадж: Джняни  понимает ситуацию во всей полноте и сразу знает, что должно быть сделано. Вот и всё. Остальное происходит само собой и по большей части бессознательно. Тождественность джняни  со всем, что есть, так глубока, что как он реагирует на вселенную, так и вселенная реагирует на него. Он абсолютно уверен, что когда ситуация осознается, события начинают происходить с адекватной реакцией. Обычный человек озабочен лично, он сравнивает риск и шансы, а джняни  остаётся внимательным, уверенным в том, что всё происходит так, как должно происходить. Не важно, что происходит, поскольку в конечном счёте возврат к равновесию и гармонии неизбежен. Сердце вещей пребывает в покое.
В:  Я понял, что личность – это иллюзия, и осознанная непривязанность без потери индивидуальности – точка нашего соприкосновения с реальностью. Пожалуйста, скажите мне, в настоящий момент вы личность или самоосознающая индивидуальность?
М:  И то, и другое. Но истинное «я» можно описать только в терминах личности, в терминах того, чем я не являюсь. Всё, что вы можете сказать о личности, это не «я», а о «я» вы не можете сказать ничего, что не относилось бы к личности, как она есть, какой она может быть, какой она должна быть. Любые качества персональны. Реальное лишено каких?либо качеств.

Read More

Глоссарий

Аарти  (ар , арьянти  – восхвалять) – ритуал поклонения Божественному.
Аватар  (ава  – из, вниз; аватаран  – нисхождение) – воплощение, инкарнация.
Авьякта  (а  – отриц. частица не; вьякта  – проявленное) – не?проявленное, противоположность вьякты .
Адхи?йога  (адхи  – верхнее, высшее) – Высшая Йога.
Акаша  (а  – предлог к; каша  – видимое, проявленное) – пустота; эфир как один из элементов пространства; небо.
Ананда  (а  – предлог к; нанд  – радоваться, наслаждаться) – блаженство, счастье.
Анирвачанья  (а  – отрицат. частица не; вачанья  от вач  – слово, выражение) – невыразимое.
Антахкарана  (антар  – внутренний; карана  – орган чувства) – психика, ум. Ум в собирательном смысле, включая интеллект (буддхи ), эго (ахамкара ) и ум (манас ).
Анубхава  (ану – после; бхав  – случаться) – прямое восприятие, опыт, сознавание. Опыт, получаемый в конце действия, восприятия, чувства или мысли. В любом переживании единственный переживающий – «я». Следовательно, любая анубхава  ве дё т к основе «я» – «я есть».
Атма , Атман  (атм  – принадлежащий самому себе) – Высшее Я, индивидуальная душа. Атман  за пределом трёх гун Пракрита . Действует не атман , а только Пракрита .
Атма-бхакти  (атман  + бхакти  от бхадж  – поклоняться, преклоняться) – поклонение Высшему.
Атмарам  (атма  – я; рам , раман  – наслаждаться) – наслаждаться Я.
Ахимса  (а  – отриц. частица не; химса  – убийство, насилие) – ненасилие; непричинение вреда мыслью, словом и действием.
Брахма  (брх  – расти, увеличиваться) – Брахма  создаёт, увеличивает. Один из богов индуистской троицы: Брахма  – создатель, Вишну  – хранитель и Шива  – разрушитель.
Брахман  – Абсолют, Абсолютная Реальность, с её характеристиками – абсолютным существованием (сат ), абсолютным сознанием (чит ) и абсолютным блаженством (ананда ). Согласно Шанкарачарье, Брахман , Абсолют, имеет пять различных фаз: Хираньягарбха  – Космическое Я, Ишвара  – личный бог в форме Аватара , Джива  – индивидуальная душа, Пракрита  – бренная Природа и Шакти  – созидательная энергия.
Брахмасми  (Брахман  – Высшее; асми  – я есть, ас  – быть) – «я есть» (асми ) символизирует чистое осознание само?существования и, следовательно, выражение чистого сознания, или Пурушу . Когда это чистое сознание вовлекается в материю, чистое «я есть» превращается в «я есть то», «я такой?то и такой?то».
Брахмачарья  – воздержание, религиозное ученичество с сохранением целибата. Брахмачарья  в широком смысле подразумевает не только сексуальное воздержание, но и свободу от стремления к любым чувственным удовольствиям.
Буддхи  (бодхати  – различать, знать) – интеллект, отражение реального в уме. Буддхи  – это способность, позволяющая уму воспринимать объекты феноменального мира. Пока буддхи  функционирует посредством ума, невозможно познать чистое сознание (будх  – пробуждаться, наблюдать).
Бхаджан  (бхадж  – преклоняться) – практика поклонения, молитва.
Бхакти  – (бхадж  – преклоняться) – преданность, преклонение. Отсюда «бхакта» – преданный.
Бхога , бхог  (бхудж  – наслаждаться, переносить) – переживание мирских радостей и горестей. «Бхог» – тот, кто вовлечён в мирские радости и печали. «Бхога марга» – путь мирских стремлений – радостей и печалей.
Вайрагья  (ви  – без; рага  – желание) – отсутствие мирских желаний. Равнодушие к нереальному, преходящему. Отсюда полное отсутствие какого?либо интереса к объектам удовольствия.
Вивека  (ви  – прочь, без; века  – от корня вик  – просеивать, отделять, различать) – различение, правильное различение между истинным и ложным, реальным и нереальным. Вивека  – это выражение духовного сознания, скрытого за умом. Вивека  ведёт к вайрагье .
Вишну  – один из богов индуистской троицы – Брахма , Вишну , Шива .
Вьякта  (ви  – отдельно, без; акта  – пассивная частица) – проявленная материя, эволюционирующая Природа.
Вьякти  – личность, внешнее «я».
Вьяктитва  – личность, ограниченное самоотождествление с телом.
Гуны  – качества, атрибуты. В философии Самкхья три качества Космической Субстанции (Пракрита ) таковы: прояснение (саттва ), активизация (раджас ) и сдерживание (тамас ).
Гуру  – духовный учитель, наставник.
Деха  – физическое тело.
Деха-буддхи  – интеллект, который способствует отождествлению Я с физическим телом.
Джаграт-сушупти  (джагри  – быть пробужденным, внимательным, наблюдательным; сушупти  – сон) – пробужденный сон.
Джива , дживатман  (джив  – жить) – индивидуальная душа. Согласно Веданте, джива  возникает в результате ложного отождествления атмана с телом, чувствами и умом. Атман  + чувство делания = джива .
Джняна  (джня  – знать) – знание, особенно высшее знание, полученное в медитации. Джняни  – знающий. Джняна  – это реализация единства всех вещей в Брахмане .
Дигамбара  (диш , дик  – сторона света, направление неба; амбар  – одежды) – обнажённый, облачённый в стороны света.
Йог  – тот, кто практикует Йогу.
Йога  (йудж  – соединять) – одна из шести систем индуистской философии. Йога учит средствам, с помощью которых индивидуальный дух (дживатма ) может быть объединён с Универсальным Духом (Параматма ). Считается, что система Йоги была создана Патанджали.
Йога-вхрашта  – тот, кто выпал из высокого состояния Йоги.
Йога-кшетра  – поле Йоги, физическое тело в философском смысле (кшетра  – поле).
Йога-садхана  – духовная практика Йоги.
Кальпана  – воображение, фантазия.
Карана  – причина; начальная причина, неизменно предшествующая результату; непроявленная потенциальная причина, которая постепенно принимает форму видимого следствия; материальная причина вселенной. Карана  – это космическая энергия в потенциальной форме.
Карма  (карма  – делать, совершать) – действие, особенно ответное действие, хорошее или плохое. Карма  бывает трёх видов: санчита  (накопленная в предыдущих рождениях), прарабдха  (часть прошлой кармы , выделенная для работы над ней в этой жизни) и агами  (текущая карма, результаты которой проявятся в будущем).
Лила  – игра, забава; космос, воспринимаемый как божественная игра. Лила  не является Абсолютной истиной Брахмана . Это частичная истина, неотличимая от неистины. Например, лёд можно описать как воду и как пар. Оба утверждения верны только частично.
Мана , манас  (ман  – думать) – ум, понимание. Манас  – это способность мыслить, способность различать. В философии Ньяя манас  рассматривается как некая сущность, отличная от Атмана , души.
Манана  (ман  – думать) – медитация, размышление.
Мантра  (ман  – думать; тра  – агентивный суффикс) – заклинание, прославление, инструмент мысли, совершенные звуки, визуализируемые как буквы и произносимые как слоги. Мантра  – это группа слов, постоянное повторение которых даёт специфические результаты.
Марга  – путь.
Маха-вакья  (вак  – слово, звук, выражение; вакья  – речь, фраза, сказанное; Маха?вакья  – маха , великий, наивысший + вакья , фраза, произнесённое) – наивысшее сказанное. Четыре высказывания из Упанишад, выражающие наивысшие ведантические истины, известны как Махавакьи . Это Праджнянам Брахман  (сознание есть Брахман ), Ахам Брахмасми  (я есть Брахман ), Тат Твам аси  (То есть Ты) и Айам Атма Брахма  (Я есть Брахман ).
Махадакаша  (махат  – великий; акаша  – небо) – великое пространство существования, вселенная материи и энергии.
Маха-карта  (маха  – великий; карта  – деятель; кар  – делать) – великий деятель. Ум является великим деятелем, поскольку он всегда занят, всегда вовлечён во что?то.
Маха-майя  (маха  – великий; майя  – иллюзия) – Великая Иллюзия, Нереальность. Майя  – это иллюзорная сила, скрывающая Реальность. Природа майи  – обманывать. Майя  – это совокупность всех ментальных проекций,
Маха-мантра  – великое заклинание, (см. Мантра ).
Маха-мритью  – окончательная утрата иллюзий, великая смерть всего творения.
Маха-саттва  (маха  – великий; саттва  – бытие, гармоничное существование) – Высшая Гармония.
Маха-таттва  (маха  – великий; таттва  – реальность, истинная суть) – Великая Реальность, Высшее Сознание.
Мокша  (мук  – отпустить, освободить) – избавление, освобождение от мирского существования. Мукта  – освобождённый человек.
Мокша-санкальпа  (мокша  – освобождение; санкальпа  – намерение) – намерение освободиться от ложного.
Мумукшаттва  – правильное желание, которое представляет собой искреннюю устремлённость познать Абсолютную Основу и, таким образом, достичь освобождения. В Веданте считается одним из четырёх качеств ищущего Истину: правильное различение (вивека ), правильное бесстрастие (вайрагья ), правильное поведение (сат?сампат ) и правильное желание (мумукшатва ). Мумукшатва  – это интенсивная жажда свободы.
Нети-нети  – не это, не то; аналитический процесс постепенного отрицания всех имён и форм (нама?рупа ), из которых состоит мир, чтобы достичь вечного, Абсолютной Истины.
Нивритти  (нир  – без; вритти  от варт  – вращать, возвращать образ жизни) – освобождение от существования в мире, отказ.
Нирвана  (нис  – наружу; вана  – унесённый ветром, корень ва  – дуть) – окончательное растворение, угасание пламени жизни и, соответственно, освобождение от материи и воссоединение с Высшим Духом (Брахманом ). Нарвана  – ищущий Нирваны.
Нирвикальпа  (нир  – без; кальпа  – сомнения, мысли, фантазии) – свободный от формирования мыслей, без превращений ума.
Ниргуна  (нир  – без; гуна  – качество) – необусловленный, не имеющий качеств.
Нисарга  – естественный, присущий, природный.
Парабрахман  (пара  – вне; Брахман  – Абсолютная Реальность) – Высшая Реальность.
Парамакаша  (парам  – высшее, самое отдалённое, величайшее; акаша  – пустота) – великое пространство, безвременная и беспространственная Реальность. Отсюда Абсолютное Бытие.
Парамартха  (пара  – вне; артха  – цель, истинное знание) – высшая истина.
Правритти  (пра  – до; вритти  – стиль жизни) – продолжаемая активность, склонность к мирской жизни.
Праджня  (праджин  – мудрый; пра  – высокий; джня  – знать) – несамосознающее знание, познающее сознание, чистое осознание. Праджня  означает высшее сознание.
Пракрити  (пра  – перед, первый; пар  – делать) – Космическая Субстанция, изначальная беспричинная причина феноменального существования, бесформенная, бесконечная, неподвижная, вечная и всепроникающая. Другое название «Авьякта».
Пралайя  (пра – перед, первый; лайя  – угасание, исчезновение) – полное растворение, когда космос сливается с Непроявленным Абсолютом Высшей Реальности.
Прана  (пра  – перед; ана  – дыхание) – дыхание жизни, жизненная основа.
Прарабдха  (пра , прак  – до; абдхам , аддхи  – резервуар) – судьба; то, что начинается как «задуманное». Отсюда запас санчита кармы  (кармы прошлых жизней), который стал судьбой в настоящей жизни.
Премакаша  (прем  – любовь; акаша  – пространство, небо) – Брахман  в своём аспекте безграничной любви. Другое название Чидакаши , но с акцентом на любви, а не на знании. Любовь – это выражение Я через сердце. Премакаша  – это сердце + «я есть», то есть «я есть сердце».
Пуджа  (пу , пуяти , пута  – очищать) – поклонение, восхваление.
Пурна  – полный, завершённый, абсолютный, бесконечный – описания Брахмана .
Пуруша  – Космический Дух, вечная и эффективная причина вселенной, дающая видимость сознания всем проявлениям материи (пракрити ). Связанность Пуруши  в материи вызвана сознанием «я», рождённым Читта?вритти , откуда возникают бесчисленные желания.
Раджас  (ра(н)дж  – быть окрашенным, вовлечённым, взволнованным) – движущая сила, активность, энергия. Одна из трёх составляющих Космической Субстанции (саттва , раджас  и тамас ), без которой две другие не могут проявиться.
Сагуна  – проявленное состояние с тремя «гунами» – саттвой , раджасом  и тамасом . Высший Абсолют, представленный как имеющий качества, такие как любовь, сострадание и т.д., в отличие от Недифференцированного Абсолюта Адвайты Веданты.
Саданубхава  (сада  – всегда; анубхава  – переживание) – переживание Предвечной Реальности.
Садашива  (сада  – всегда; шива  – милосердный, процветающий) – вечная красота, всегда процветающий.
Садгуру  (сат  – истинное, трансцендентальное бытие; гуру  – учитель) – истинный духовный учитель.
Садхана  (садх  – идти прямо к цели, быть успешным) – практика, ведущая к успеху в «сиддхи».
Садху  (садх  – идти прямо к цели) – аскет.
Самадхи  (сам  – вместе; а  – предлог к; дхи  – соединять, положить вместе) – сверхсознательное состояние, глубокая медитация, транс, экзальтированная погруженность. Практика Йоги, в которой ищущий (садхака ) становится одним с объектом своей медитации (садхья ), обретая таким образом лишённое качеств блаженство. Самадхи  бывает пяти видов: савикальпа  – визуализация объекта чувств (обычно идеал или божество) в сфере дуальности, нирвикальпа  – вне сомнений, имён и форм, ниссанкальпа  – желания перестают приходить в форме «санкальпы», нирвриттик  – прекращаются даже невольные движения ума (вритти ), нирвасана –  останавливается даже инстинктивный подъём «васан».
Самвид  – осознание.
Самскара  (санс  – вместе; кара  – действие, соединять) – ментальный отпечаток, память. Другое название васана , остаточный отпечаток.
Сат  – трансцендентный аспект Абсолютной Основы в активном состоянии. Противоположность – «асат».
Сат-санг  (сат  – истинное, мудрое; санг  – объединение) – общение с истинными и мудрыми людьми.
Саттва  (сат  – бытие; тва  – абстрактное производное) – бытие, существование, истинная сущность. В Йоге – качество чистоты или гармонии. «Саттвичный» – чистый, истинный.
Саттванубхава  – переживание (анубхава ) подлинной гармонии вселенной (саттвы , бытия).
Сат-чит  (сат  – бытие; чит  – сознание) – трансцендентальное условие универсальной потенциальности.
Сатчитананда  (сат  – бытие; чит  – сознание; ананда  – блаженство) – Абсолютная Основа с тремя атрибутами в абсолютном совершенстве.
Сатьякама  (сатья  – истина, Брахман ; кама , камана  – желание) – тот, кто желает Высшую Истину.
Сатьям-Шивам-Сундарам  – истинный, хороший, красивый – сатьям  (сат  – истинный), шивам  (шива  – милостивый, процветающий), сундарам  (сундар  – красивый).
Сварга  – небесная область.
Сварупа  (сва  – свой собственный; рупа  – тонкий элемент формы) – своя собственная форма, природа, характер.
Сиддха  (садх  – идти прямо к цели, быть успешным) – реализованный, тот, кто достиг совершенства.
Смарана  – вспоминание, ментальное повторение.
Сохам  (со  – он; ахам  – я есть) – я есть Он.
Сутратма  (сутра  – нить, струна; атма  – душа) – взаимосвязь между всеми существами.
Тамас  – темнота, инерция, пассивность. Одна из трёх составляющих (гун ) Космической Субстанции (саттва , раджас , тамас ).
Тат?сат  (тат  – то; сат  – истина, Бытие, Реальность) – это есть Истина. «Ом Тат Сат» – это священная фраза, в которой Брахман  отождествляется с каждым из трёх слов.
Таттва  (тад , тат  – то; тва  – абстрактный суффикс, «таковость») – истинная сущность, Реальность.
Турия  (турия  – четвёртый) – сверхсознательное состояние самадхи , четвёртое состояние души, в котором она становится единой с Брахманом , высшее осознание.
Туриятита  (турия  + атита , вышедший за пределы) – за пределами высшего осознания.
Тьяга  – отказ. Тьяга  – это отказ от плодов любой работы, т.е. тьяги  должен совершать карму с непривязанностью и без ожидания результатов.
Упарати  (упа  – к, под, вниз; рати  – покой, отдых, от корня рам  – удовлетворять) – покой, отдых, терпение и отказ от всех сектантских ритуалов. В Веданте одно из шести требований (сат?сампат ): сама  – спокойствие, дама  – сдержанность, упарати  – терпение, титикша  – стойкость, сраддха  – вера и самадхана  – равновесие.
Четана  (чит  – воспринимать) – сознание, внутреннее пробуждение.
Чидакаша  (чит  – воспринимать; акаша  – пространство, небо) – Брахман  в его аспекте ограниченного знания, пространство осознания. Используется для обозначения сознания, как индивидуального, так и универсального.
Чидананда  (чит  – воспринимать; ананда  – радость) – Сознание?Блаженство, радость духа.
Чидарам  (чит  – воспринимать; рам  – наслаждаться) – радость сознания.
Чит  (чит  – воспринимать) – Универсальное Сознание.
Читта  (чит – воспринимать) – индивидуальное сознание. Читта  имеет природу сознания, которая нематериальна, но находится под влиянием материи. Её можно описать как продукт сознания и материи, или Пуруши  и Пракрити . Читта включает в себя все уровни ума, самым нижним из которых является манас .
Шива  – один из богов индуистской троицы: Брахма  – создатель, Вишну  – хранитель и Шива  – разрушитель. Шива  означает благосклонный, милостивый. Разрушение космоса богом Шивой  – это милостивый акт, поскольку разрушение предшествует творению. Шива  – это абсолютная любовь основы «я» в человеке. Как разрушитель, Он способствует полному уничтожению человеческого эго.
Шравана  – слушание писаний, акт слушания.

Глава 1

ВВЕДЕНИЕ

Многие предметы, в соприкосновение с которыми нас приводят наши
теософические исследования, настолько далеки от опыта и интересов
повседневной жизни, что чувствуя к ним влечение, растущее в
геометрической прогрессии по мере того, как узнаём и понимаем их
лучше, мы всё ещё испытываем, где-то в глубине нашего ума, лёгкое
чувство нереальности или, по меньшей мере, непрактичности, имея дело с
ними. Когда мы читаем о формировании солнечной системы, или даже о
кругах и циклах нашей планетной цепи, мы не можем ничего переживать;
однако это интересно как абстрактное исследование, полезное само по
себе, показывающее, каким образом человек стал таким, каковым мы его
находим, тем не менее это ассоциируется лишь косвенно с той жизнью,
которой мы живём здесь и сейчас.

Однако относительно нашего настоящего предмета подобного возражения
выдвинуть нельзя — все читатели этих строк видели сны — возможно
многие из них имеют обыкновение видеть их регулярно; и поэтому они
могут быть заинтересованы в предоставлении отчёта о феномене
сновидения в свете, бросаемом на него исследованием, проведённым
согласно теософическому направлению.

Read More

Глава 2

МЕХАНИЗМ

  I. Физический

Во-первых, займёмся физической частью механизма. В наших телах имеется
великая центральная ось нервной материи, оканчивающаяся в мозгу, от
которой сеть нервных волокон расходится во всех направлениях. Это те
самые нервы, которые согласно современным научным теориям при помощи
своих вибраций проводят все впечатления извне мозга, а последний,
приняв эти впечатления, превращает их в чувства и восприятия; так что
если я помещаю свою руку на какой-нибудь объект и нахожу его горячим,
это на самом деле не моя рука чувствует, но мой мозг, действующий на
основе информации, передаваемой ему вибрациями, бегущими по его
телеграфным проводам — нервам.

Read More

Глава 3

 ВЫСШЕЕ Я

Все эти различные части механизма — в действительности просто
инструменты Я, хотя контроль его над ними ещё и бывает несовершенным;
поскольку следует всегда помнить, что само Я — существо развивающееся,
и в случае большинства из нас оно скорее всего лишь зародыш того, чем
оно должно когда-нибудь стать.

Станца "Книги Дзиан" говорит нам: "Те, кто получили лишь искру,
остались лишёнными знания: искра горела слабо"; и мадам Блаватская
разъясняет, что "те, кто получили лишь искру, составляют средний
уровень человечества, и они должны приобрести свою разумность в
течение эволюции настоящей Манвантары" ("Тайная Доктрина", т. II, стр.
204 и 212)*. В случае большинства из них эта искра всё ещё тлеет, и
пройдут многие века, прежде чем её медленное усиление достигнет стадии
равномерного и яркого пламени.

Read More

Глава 4

УСЛОВИЯ СНА

Ясновидческие наблюдения дают многочисленные свидетельства того факта,
что когда человек впадает в глубокий сон, его высшие принципы в своём
астральном проводнике почти неизменно выводятся из тела и парят в
непосредственной близости. В действительности, этот процесс вывода мы
и называем засыпанием. Поэтому при рассмотрении феноменов сновидения
мы должны помнить об этом перераспределении и посмотреть влияние этого
как на Я, так и на его различные механизмы.

В случае, который мы собираемся рассмотреть, мы предполагаем, что наш
субъект находится в глубоком сне, его физическое тело (включая ту его
более тонкую часть, которая часто называется эфирным двойником)
спокойно лежит на кровати, в то время как Я, в своём астральном теле,
плавает с подобным спокойствием прямо над ним. Какими в таких условиях
будут состояние и сознательность этих нескольких принципов?

Read More